Мглин

В свое время Мглин был городом известным. Он упоминается в старинных документах, сохранились его описания и даже изображения, относящиеся ж XVII веку. В описи 1654 года сказано, что в местечке Мглин сохранились «две церкви деревянные - церкви во имя Воскресения Христова и Всемилостивого Спаса . В том же местечке старое земляное городище над рекою Судымкою, на горе; на том земляном городище острожка нет .». Опись 1781 года более подробная, в ней сказано так: «Мглин положение имеет: крепость - на возвышенном несколько месте, а предместья - на низком месте; от Запада при речке Судинке крепость сего города обнесена земляным валом, уже обветшалым. В сем городе: церквей деревянных пять; сотенное правление в казенном деревянном доме; магистрат в казенном же деревянном доме»18. Как видим, в облике города решающее значение имели его оборонительные сооружения и церкви. Подавляющее большинство строений, а возможно и все, были деревянными. Об этом же говорят дошедшие до нас изображения Мглина, впрочем, довольно условные. Эти изображения нанесены на картах XVII-XVIII веков, так же как на известных картах Украины, составленных Бопла-ном в XVII веке; назначение этих изображений сводится главным образом к тому, чтобы указать местоположение города. Все же какое-то отдаленное сходство этих изображений с реальным обликом того или иного города, несомненно, существует.

Из памятников старины привлекает внимание хорошо сохранившийся огромный каменный собор Успения, построенный в 1816-1830 годах. Он был воздвигнут в память победы над войсками Наполеона. Архитектура классическая, но своеобразная. С трех сторон (кроме восточной) массивный куб украшен четы-рехколонными, не менее массивными портиками. Собор пятикупольный, четырехстолпный, симметричный по композиции; центральный купол окружают четыре купола меньших размеров, которые расположены по московскому образцу, то есть по углам. Перекрытия всех куполов сферические, а боковых нефов - коробовые. Нельзя сказать, что это сооружение поражает изяществом своих форм, тонкостью прорисовки деталей - их почти и нет, - каким-то особым мастерством. И в то же время мощь, даже какая-то победоносность и сила в художественном образе здания чувствуются. В резном иконостасе собора сохранилось несколько икон старого письма, которые, возможно, были взяты из ранее существовавших деревянных церквей. Частично сохранилась и поздняя, настенная живопись, исполненная маслом по штукатурке. Над средним пролетом с западной стороны устроены деревянные хоры, что в таких храмах встречается редко. Путешественники былых времен отмечали, что с возвышенностей Мглина, далеко на западе, можно было видеть знаменитую усадьбу Ляличи, тонувшую в вековых деревьях парка. Видимо, пейзаж сейчас сильно изменился, выросли леса, где их раньше не было, а где-то наоборот, они уничтожены. Из Мглина Ляличи теперь не видны. Если доведется вам, читатель, побывать в этих местах, советуем немного вернуться назад, чуть на юг, и посетить Новую Романовну (впрочем, туда можно попасть и по дороге из Почепа в Мглин). В этом селе сохранился, хотя и в обветшалом состоянии, храм Покрова, сооруженный в 1811 году. Архитектура этого произведения незаурядна, она наделена оригинальными, только ей присущими чертами. Среди огромного количества типов культовой архитектуры данного периода этот, кажется, является единственным в своем роде. В плане этот храм представляет собой восьмиугольник, подобный храму в селе Высоком, по дороге к Ляличам (о чем ниже), но там колонны по четырем сторонам прислонены прямо к основному массиву здания. Здесь же лишенные баз развитые фронтоны с дорическими колоннами устроены в торцах четырех симметрично расположенных пристроек к основному восьмиугольному корпусу. Но главное заключается не в этом, а в самом характере восьмиугольника, который не похож на привычные формы культовой архитектуры. По горизонтали его опоясывает оригинальный фриз, который делит корпус на две неравные части, а его верх увенчан невысоким куполом с люкарнами. Несомненно, автором этого произведения был крупный мастер, знавший не только обычные приемы классической архитектуры, но и весьма отдаленные ее истоки. Это оригинальное сооружение привлекло внимание давно, и даже указывалось на его сходство с известной «Башней ветров» в Афинах (I в. н. э.). Сходство это, признаться, более чем отдаленное, но сам памятник безусловно очень интересен. Его пропорции изысканны, немногочисленные детали верно найдены и хорошо прорисованы. Даже удивительно, что такое первоклассное сооружение было возведено в никому не известной Романовне, в далекой глуши.

Похожие материалы:

Ненецкие игры
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из ...

Семейное право хакасов в XIX-начале XX века
Семейное право хакасов в XIX начале XX века Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального созна ...

Славянские топонимы
На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей и новогородских словен. Они пришли двумя потоками переселенцев: один – из Новгорода, другой – с Волыни. В память об этом со ...