Обряды караимов

Страница 1

Свадебный обряд

Женитьба для караимов была не только личным делом вступающих в брак или соглашением глав двух семейств, но важным событием и большим праздником всей общины. В свадебном обряде тесно переплелись народные и религиозные традиции.

Для заключения брака требовалось соблюсти некоторые условия: совершеннолетие, взаимосогласие, единоверие, этническая принадлежность к караимам и отсутствие между вступающими в брак запретного родства.

В давние времена девушку считали созревшей для вступления в брак к 13, а юношу - к 16 - 18 годам. В середине XIX в. был принят минимальный брачный возраст для девушки - 16, а для юноши - 18 лет. В дальнейшем возможность вступления в брак определялось совершеннолетием на основе государственного законодательства [10, с.41].

Взаимное согласия на вступления в брак в прошлом носило достаточно формальный характер. Молодые беспрекословно подчинялись воле старших. А главы семей не редко договаривались о породнении детей задолго до достижения ими совершеннолетия.

Существовал строгий религиозный запрет на браки с иноверцами, в число которых автоматически входили в лица других национальностей. Позже браки с представителями близких по крови тюркских племен не возбранялись при условии принятия ими караимского вероисповедания. В XVI в. общины стали более замкнутыми. Браки заключались внутри общин и между представителями разных караимских общин [14, с.23].

Согласно караимским традициям и законам можно было не ограничиваться одной женой. Спрос о второй жене решался старейшинами и духовенством при наличии веских причин.

Узловыми моментами при совершении брака были обручение, составление брачного договора и собственно свадьба (той) с венчанием. Все это сопровождали обряды, освященные древней народной традицией. Процедура женитьбы состояла в прошлом из следующих основных актов: обручение, вручение подарков женихом, вечер кройки платьев у невесты, "девичник" у невесты, "мальчишник" у жениха, составление брачного договора, купание и приготовление невесты, посещения женихом с друзьями бани, скачки на лошадях, одевание жениха, венчание, "львиный" вечер и вечер подарков [13, с.15].

Следовательно брак для караимов являлся важным событием и большим праздником для всей общины.

Венчальный обряд

Церемония начиналась по приходе жениха. Сначала брат невесты зачитывал брачный договор. Его подписывали жених и 12 свидетелей. Затем договор сворачивали трубочкой, бросали внутрь золотую или серебряную монету, опечатывали и в таком виде в дальнейшем хранили. Договор вскрывали лишь в случае развода или смерти одного из супругов.

С момента составления брачного договора и до окончания венчания исполнялся ряд традиционных обрядов. В определенный момент жених и невеста становились на белый войлок или шкуру. Их посыпали монетами, миндалем, сахаром, зерном. В конце обряда на голову жениха сыпали немного золы.

После благословения молодых священником церемония венчания считалась законченной, и жених отправлялся с друзьями домой. Брат невесты относил ее на руках в повозку и вместе с родственниками жениха отвозили ее в дом жениха. Здесь снова брат невесты относил ее в брачную комнату [16, с.23].

Друзья жениха подавали закуску, но гости долго не задерживались. Молодые оставались одни в спальне. Сидя на брачном ложе, жених впервые заговаривал с невестой. А она после долгих просьб впервые открывала перед ним свое лицо и целовала жениху руку. Жених одевал ей на шею цепочку - подарок свидания.

Утром обязательно осматривали постель новобрачных. Это утро называлось кэртэк алды - перед брачным ложем. Для близких устраивали небольшой завтрак.

Семь дней муж не должен был выходить из дома. К нему и к его жене отдельно могли приходить гости [18, с.42].

Накануне субботы к молодым приходила молодежь. Этот вечер назывался аслан - гэджесы или аслан оджакгэджэсы - "львиный" вечер, или вечер "львиного очага". Всю ночь друзья беседовали, рассказывали легенды, отгадывали загадки, соревновались в знании пословиц и поговорок.

В конце седьмого дня проводился вечер подарков. Собирались родственники и дарили новобрачным подарки. Затем молодой целовал руку и платье своей матери, сидевшей в кругу женщин, и дарил ей шубу. Этот обычай назывался покрывание шубой. Присутствовавшие бросали на шубу деньги в подарок прислуги. Свадебный обряд заканчивался очередными поздравлениями, национальными песнями и танцами [15, с.34].

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

История освоения Урала русскими людьми
История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно ...

Храм Двенадцать Апостолов
Характерно, что одной из первых построек, возведенных генуэзцами в 1357 году неподалеку от Чембало, была церковь во имя Двенадцати Апостолов, одна из самых древних православных святынь Крыма, сохранившаяся и поныне! Согласно традиционной ...

Язык и вопрос о графике
Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узб ...