Народ Нигерии

Страница 3

После хауса наиболее многочисленны в Нигере сонгаи вместе с родственными им народами джерма (зарма), денди, куртей, вого.

Джерма – потомки сонгаев, также мигрировавших в свое время вверх по течению реки, но не сумевших там закрепиться из-за натиска других народов и вернувшихся в район нынешнего расселения, называемый Зермаганда или Джермаганда.

Главным видом хозяйственной деятельности сонгаев и родственных им народов является земледелие, основанное на переложной подсечно-огневой системе.

Сонгаи и джерма выращивают в основном просо; на орошаемых землях в долине реки и на ее притоках занимаются рисоводством и огородничеством. Арахиса здесь сажают гораздо меньше, чем в хаусанских районах. По мере удаления от реки в хозяйстве сонгаев и джерма возрастает роль скотоводства, однако скот пасут чаще всего не сонгаи, а фульбе или куртей, которые сочетают скотоводство с земледелием.

Рыболовством в долине Нигера, особенно в окрестностях Ниамея, занимаются сорко. Этот народ, в течение многих веков соседствовавших с сонгаями и вместе с ними расселившийся по течению реки, сохранил свой язык.

Несмотря на усиление процесса разложения общин и распада больших патриархальных семей, большесемейная община у сонгаев сохраняется как основная ячейка социальной организации, и ее глава играет ту же роль в распределении сельскохозяйственных работ, в руководстве делами семьи, что и у хауса. Однако во всех районах расселения сонгаев, несмотря на многовековое воздействие ислама, сохранилось высокое положение женщины в семье и обществе. Хотя у сонгаев родство ведется по отцовской линии, в родственных отношениях сохраняет свое значение материнский счет родства. Сын брата матери, например, в системе родственных связей занимает более высокое положение, чем сын сестры отца. Женщине – хранительнице домашнего очага у сонгаев принадлежит и дом, где находится очаг. Нередко женщины наследуют имущество в равных долях с мужчинами. Если мужчина и женщина встречаются на дороге, он первым приветствует ее.

Наиболее распространенные ремесла у сонгаев – кузнечное, ткацкое и гончарное. Гончарным производством занимаются, как правило, женщины.

Третью группу земледельческих народов Нигера составляют канури. Хауса называют их «берибери».

Канури, в основной своей массе земледельцы, выращивают просо и другие традиционные для Нигера продовольственные и технические культуры. Они используют чередование культур, применяют орашение. Они ведут кочевой и полукочевой образ жизни, а основное занятие мобер – рыболовство на р. Комадугу. Ремесленники – канури чаще всего занимаются изготовлением изделий из кожи.

Сонгаи, хауса, канури и родственные им народы составляют большинство оседлого земледельческого населения страны. К иному хозяйственно – культурному типу принадлежат скотоводческие народы Нигера – тубу, туареги, фульбе, ведущие преимущественно кочевой и полукочевой образ жизни.

Основу скотоводческого населения в восточных районах Нигера составляют тубу (тиббу). На языке канури тубу означает «жители Тибести» (в Чаде).

Тубу ведут кочевой и полукочевой образ жизни, разводят верблюдов и коз. Они сочетают скотоводство с нерегулярным земледелием.

Основное скотоводческое население Нигера – туареги и фульбе. Туареги подразделяются на многочисленные конфедерации племен, которые на языке тамашек называются «кель» (народ). В Нигере живут туареги, принадлежащие к конфедерациям кель-грес, кель-аир, кель-ови, юллиминден кель-динник. Большинство туарегов ведет кочевой и полукочевой образ жизни. Однако, часть их, главным образом кель-грес, перешла на оседлость.

Скот у туарегов, как и у фульбе, является показателем богатства, общественного престижа. Имущественная и социальная дифференциация у кочевых народов Нигера весьма высока. Есть владельцы стад, насчитывающих сотни голов крупного и мелкого рогатого скота. Скотоводство носит экстенсивный характер, продуктивность скота очень низкая. Забивают его только во время религиозных или семейных праздников, в честь почетных гостей. (Гостеприимство – одна из самых важных традиций туарегов.) В повседневном рационе мясо почти не используется. Скот продают, чтобы на вырученные деньги приобрести самые необходимые продовольственные и промышленные товары, уплатить налоги. Поскольку после сахельской засухи были отменены налог на скот и подушный налог, необходимость в продаже скота для этих целей отпала. Товарно-денежные отрошения не получили широкого распространения у скотоводов.

У туарегов в основном сохраняется традиционная феодально–патриархальная организация. По своему происхождению, социально-классовому разделению труда туареги делятся на несколько сословных групп, различающихся по положению в обществе, привилегиям и доходам. Верхушкой традиционной иерархии является военная аристократия – имажеген, что буквально означает «гордые и свободные». Из семей имажеген избираются традиционные вожди конфедерации – аменокалы. Высшее положение в этом сословии среди нигерских туарегов занимает султан Агадеса. После него наибольшим влиянием пользуется верховный правитель кель-ови, носящий титул анастафидет. Основная масса туарегов находится в вассальной зависимости от традиционной знати и принадлежит к непривилегированному сословию имрад.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Устное народное творчество и письменная литература
Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, ...

Перекресток торговых путей
Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды). Если посмотреть в глубины веков, обратиться к исто ...

Символика и орнаментация японского костюма
Менявшееся на протяжении многих веков кимоно в конце концов обрело совершенную форму. Имея всего лишь два размера, стандартный покрой и регулируемую длину (лишнее можно подоткнуть под пояс), оно подходит любому человеку. Пояс, которым по ...