Народ Нигерии

Страница 3

После хауса наиболее многочисленны в Нигере сонгаи вместе с родственными им народами джерма (зарма), денди, куртей, вого.

Джерма – потомки сонгаев, также мигрировавших в свое время вверх по течению реки, но не сумевших там закрепиться из-за натиска других народов и вернувшихся в район нынешнего расселения, называемый Зермаганда или Джермаганда.

Главным видом хозяйственной деятельности сонгаев и родственных им народов является земледелие, основанное на переложной подсечно-огневой системе.

Сонгаи и джерма выращивают в основном просо; на орошаемых землях в долине реки и на ее притоках занимаются рисоводством и огородничеством. Арахиса здесь сажают гораздо меньше, чем в хаусанских районах. По мере удаления от реки в хозяйстве сонгаев и джерма возрастает роль скотоводства, однако скот пасут чаще всего не сонгаи, а фульбе или куртей, которые сочетают скотоводство с земледелием.

Рыболовством в долине Нигера, особенно в окрестностях Ниамея, занимаются сорко. Этот народ, в течение многих веков соседствовавших с сонгаями и вместе с ними расселившийся по течению реки, сохранил свой язык.

Несмотря на усиление процесса разложения общин и распада больших патриархальных семей, большесемейная община у сонгаев сохраняется как основная ячейка социальной организации, и ее глава играет ту же роль в распределении сельскохозяйственных работ, в руководстве делами семьи, что и у хауса. Однако во всех районах расселения сонгаев, несмотря на многовековое воздействие ислама, сохранилось высокое положение женщины в семье и обществе. Хотя у сонгаев родство ведется по отцовской линии, в родственных отношениях сохраняет свое значение материнский счет родства. Сын брата матери, например, в системе родственных связей занимает более высокое положение, чем сын сестры отца. Женщине – хранительнице домашнего очага у сонгаев принадлежит и дом, где находится очаг. Нередко женщины наследуют имущество в равных долях с мужчинами. Если мужчина и женщина встречаются на дороге, он первым приветствует ее.

Наиболее распространенные ремесла у сонгаев – кузнечное, ткацкое и гончарное. Гончарным производством занимаются, как правило, женщины.

Третью группу земледельческих народов Нигера составляют канури. Хауса называют их «берибери».

Канури, в основной своей массе земледельцы, выращивают просо и другие традиционные для Нигера продовольственные и технические культуры. Они используют чередование культур, применяют орашение. Они ведут кочевой и полукочевой образ жизни, а основное занятие мобер – рыболовство на р. Комадугу. Ремесленники – канури чаще всего занимаются изготовлением изделий из кожи.

Сонгаи, хауса, канури и родственные им народы составляют большинство оседлого земледельческого населения страны. К иному хозяйственно – культурному типу принадлежат скотоводческие народы Нигера – тубу, туареги, фульбе, ведущие преимущественно кочевой и полукочевой образ жизни.

Основу скотоводческого населения в восточных районах Нигера составляют тубу (тиббу). На языке канури тубу означает «жители Тибести» (в Чаде).

Тубу ведут кочевой и полукочевой образ жизни, разводят верблюдов и коз. Они сочетают скотоводство с нерегулярным земледелием.

Основное скотоводческое население Нигера – туареги и фульбе. Туареги подразделяются на многочисленные конфедерации племен, которые на языке тамашек называются «кель» (народ). В Нигере живут туареги, принадлежащие к конфедерациям кель-грес, кель-аир, кель-ови, юллиминден кель-динник. Большинство туарегов ведет кочевой и полукочевой образ жизни. Однако, часть их, главным образом кель-грес, перешла на оседлость.

Скот у туарегов, как и у фульбе, является показателем богатства, общественного престижа. Имущественная и социальная дифференциация у кочевых народов Нигера весьма высока. Есть владельцы стад, насчитывающих сотни голов крупного и мелкого рогатого скота. Скотоводство носит экстенсивный характер, продуктивность скота очень низкая. Забивают его только во время религиозных или семейных праздников, в честь почетных гостей. (Гостеприимство – одна из самых важных традиций туарегов.) В повседневном рационе мясо почти не используется. Скот продают, чтобы на вырученные деньги приобрести самые необходимые продовольственные и промышленные товары, уплатить налоги. Поскольку после сахельской засухи были отменены налог на скот и подушный налог, необходимость в продаже скота для этих целей отпала. Товарно-денежные отрошения не получили широкого распространения у скотоводов.

У туарегов в основном сохраняется традиционная феодально–патриархальная организация. По своему происхождению, социально-классовому разделению труда туареги делятся на несколько сословных групп, различающихся по положению в обществе, привилегиям и доходам. Верхушкой традиционной иерархии является военная аристократия – имажеген, что буквально означает «гордые и свободные». Из семей имажеген избираются традиционные вожди конфедерации – аменокалы. Высшее положение в этом сословии среди нигерских туарегов занимает султан Агадеса. После него наибольшим влиянием пользуется верховный правитель кель-ови, носящий титул анастафидет. Основная масса туарегов находится в вассальной зависимости от традиционной знати и принадлежит к непривилегированному сословию имрад.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Поэтика русского фольклора
Поэтика (от греч. poiētikē — поэтическое искусство) — один из старейших терминов литературоведения, который затем проник и в фольклористику. Его значение исторически изменялось. В настоящее время понятие поэтика употребляется в ...

Декоративное оформление
Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные элементы ограждения, масивные вол ...

Университетский вопрос и формирование самосознания сибирской интеллигенции
История создания первого университета в Сибири восходит к тем временам, когда в Указе Правительствующему Сенату было опубликовано положение о строительстве ряда университетов и, в частности в Тобольске. П.Г. Демидов даже пожертвовал для э ...