Народ Нигерии

Страница 4

Особое место у туарегов занимает профессиональная каста кузнецов. Их уважают за мастерство и одновременно опасаются, так как считают, что это ремесло придает им сверхъестественное имущество.

У туарегов сохраняется материнский счет родства. Женщина играет важную роль в делах семьи, располагает собственным имуществом.

Туарегов называют «синими людьми пустыни» отчасти потому, что их праздничные одежды цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывают синие отсветы на смуглую кожу, отчасти потому, что нестойкая краска, впитывается в кожу. Повседневная одежда туарегов белого или черного цвета. Непременной частью одеяния туарегских всадников является лисам – шарф длиной в нескольких метров, которым окутывают голову, закрывают лоб и подбородок, оставляя лишь узкое отверстие для глаз. Лисам защищает от пыли и песка пустыни.

Женщины у туарегов оставляют лицо открытым. Они заплетают свои длинные волосы во множество косичек, носят много серебряных и металлических цепочек, браслеты на руках и ногах.

Шатра и палатки, которые разбивают туареги, имеют круглую либо прямоугольную форму. Каркас палаток строится из жердей и покрывается циновками, войлоком или шкурами.

Основные продукты питания туарегов – просо или молоко. Наиболее распространенное блюдо – густой просяной отвар, сваренный в глиняных сосудах, который падают со свежим или кислым молоком. Из проса готовят также небольшие шарики, к которым добавляют финики, дикие сливы, сыр. Лишь в праздники к блюдам из проса подают мясо или масло. Гостей туареги обязательно угощают очень сладким мятным чаем.

Туареги – искусные ремесленники. Особой популярностью пользуются их кожаные и ювелирные изделия, которые находят спрос во всех районах страны.

Происхождение фульбе до настоящего времени является предметом научных дискуссий. Предполагают, что в глубокой древности их предки жили в орошаемых областях Сахары.

Традиционная отрасль хозяйства фульбе – скотоводство кочевого типа. Селясь по соседству с земледельцами, фульбе часто берут у них скот на выпас, в обмен получая продукты земледелия. Как и туареги, они неохотно расстаются с ним, поскольку величиной стада определяется богатство и престиж семьи. В обмен или на продажу идут масло или молоко (обычно торговыми операциями занимаются женщины). Из шкур и кож фульбе изготовляют одежду, обувь, различную утварь, из шерсти – войлок.

Часто фульбе сочетают скотоводство с земледелием. Обычно среди полукочевников – фульбе глава большой семьи ведет земледельческое хозяйство, а его сыновья или зависящие от него беднейшие общинники пасут скот, возвращаясь в деревню во время уборки урожая.

Фульбе сохраняют свою традиционную социальную организацию, которая, однако, постепенно меняется под воздействием товарно-денежных отношений, роста их хозяйственных контактов с другими народами. Традиционная знать сохраняет свое влияние и занимает верхушку сословной иерархии. На низшей же ступени находятся римаибе – потомки бывших рабов. В почти нетронутом виде патриархально-общинная организация, религиозные верования, древние обычаи сохранились лишь у фульбе-бороро, или боророджи. В отличие от прочих фульбе и других народов Нигера бороро не приняли ислама.

Бороро только скотоводы. Земледелием они не занимаются. Круглый год бороро перемещаются по местам традиционных кочевий, держа скот на подножном корму. Порода одногорбого крупного рогатого скота, который держат эти кочевники, также называют «бороро». Поселений бороро не строят, а лишь сооружают временные жилища из жердей и стеблей сухой травы.

Традиционные празднества бороро, особенно обряд бракосочетания, необыкновенно красочны. Женщины в праздники надевают множество бус, ожерелий. Они носят большие серебряные серьги, головы их увенчаны сложными уборами из покрывал. Браслеты, металлические и кожаные, расшитые бисером, носят на запястьях и предплечьях и мужчины-бороро.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Притязая на социальное признание через соблюдение народных традиций, даргинская молодежь свято чтит обычаи гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство — социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Данный обычай в ...

История изученности региона
Природа Богдинско-Баскунчакского комплекса настолько уникальна, что не было и нет ни одного известного путешественника или исследователя, попавшего в низовья Волги и не посетившего эти места. Одним из первых известных исследователей этот ...

У истоков адыгской словесности
Своеобразным и тернистым был путь, пройденный адыгской письменностью. У истоков ее стояли наиболее прогрессивные и выдающиеся личности выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает адыгский просветитель Умар Хапхалович Берсей ...