Народ Нигерии

Страница 2

В земледельческих районах, населенных хауса, высокая плотность населения. Здесь деревни располагаются, как правило, вдоль дорог и почти смыкаются друг с другом. Они насчитывают по несколько тысяч жителей. Деревни состоят из отдельных хижин, обнесенных плетенным из стеблей изгородями или – у зажиточных хозяев – глинобитными стенами. Хижины сельских хауса, как правило, круглые, с конической соломенной крышей. Внутри семейной усадьбы каждая хижина имеет свое назначение. В центральной живет глава семьи, в других – его жена или жены с детьми, семьи его взрослых детей и братьев. В усадьбе находятся загоны для скота и глиняные зернохранилища, напоминающие большие горшки. Они могут достигать 3 м высоты и вмещать несколько тонн зерна. Усадьбы в селении располагаются беспорядочно и разделяются небольшими земельными участками. Часто поля, где выращивают основные продовольственные и экспортные культуры, находятся далеко от основной деревни, и тогда на сезон сельскохозяйственных работ земледельцы-хауса строят около полей временные постройки – простейшие хижины и навесы.

Хауса - искусные ремесленники. Они издавна умели выплавлять железо и медь и обрабатывать их. Деревенские кузнецы изготовляют мотыги, серпы, топоры и прочий инвентарь. В городах же кузнечное ремесло уходит в прошлое. По металлу здесь работают в основном ювелиры, чьи изделия – кольца, браслеты и другие украшения – отличаются изяществом и вкусом.

Хорошо распространено у хауса ткачество. Ткачи – мужчины работают на самодельных горизонтальных станках. Ремесленники ткут полосы хлопчатобумажной ткани шириной от 6 до 16 см, которые затем сшивают в полотно.

Большой тонкостью работы и разнообразием отличаются изделия хаусанских кожевников. Из тщательно обработанной кожи делают седла, сумки, обувь, которые затем украшают вышивкой и тиснением. Широко распространены плетение корзин, циновок гончарное дело. Деревянная скульптура у мусульман – хауса не получила распространения, поскольку ислам запрещает изображать людей и животных. Резчики по дереву умело мастерят домашнюю утварь, мебель и музыкальные инструменты, украшая их геометрическими узорами. Вообще стремление украсить свой быт, предметы обихода очень характерно для хауса.

Торговля - традиционная сфера деятельности хауса. Странствующие торговцы-хауса известны во всех странах Западной Африки. Их активность и предприимчивость создали им высокий социальный престиж.

В хаусанских районах Нигера сохраняется освященный вековыми традициями жизненный уклад, регламентирующий нормы поведения человека на всех этапах его жизни. Большое значение имеет среди хауса трудовая взаимопомощь во время сельскохозяйственных работ, которая здесь называется гайя. Земледелец может пригласить для участия в гайя всех желающих жителей деревни, либо родственников, либо сверстников. Гайя длится, как правило, один день. В этот день хозяин кормит всех участников либо делает им небольшие подарки. Сам он обязуется ответить на призыв любого из своих помощников, если тот в свою очередь устроит гайя. Иногда в гайя, организуемом отцом невесты, участвует жених со своими друзьями. Это дает ему возможность показать свои качества земледельца, необходимые для семейной жизни.

Большое место в жизни хауса занимают семья, отношения между ее членами, воспитание детей. У хауса есть полигамные и моногамные семья. В традиционном обществе многоженство считается показателем высокого социального престижа, богатства главы семьи. Однако четырех жен (как допускает ислам) имеют лишь люди из знати, богатые торговцы. В большинстве случаев глава семьи имеет одну или двух жен. В полигамных семьях важное значение приобретает счет родства по материнской линии. Братья и сестры по матери объединены более тесными связями.

Брак для женщины – хауса означает почти полную изоляцию от внешнего мира. Она обращается только с мужем, с другими его женами, с незамужними подругами, навещающими ее дома. В семье женщины занимают подчиненное положение по отношению к мужу или отцу. И хотя муж советуется с женой и ее родственниками по важным вопросам семейной жизни, именно его решения являются обязательными для членов семьи. Муж или отец представляет и имущественные интересы женщины. Эти традиции, закрепленные нормами ислама, существенно затрудняют вовлечение женщин в активную общественную жизнь в современном Нигере, особенно в сельской местности. Большое внимание хауса уделяют воспитанию детей. Дети постоянно ощущают себя членами больших семейных коллективов, они с раннего возраста усваивают нормы поведения в семье, особенно по отношению к старшим ее членам.

В среде хаусанской молодежи традиционно принято иметь постоянных друзей и подруг, связи с которыми сохраняются, как правило, на всю жизнь. В деревнях в прошлом были распространены «самарии» - объединения сверстников определенного возраста. Эти объединения выполняли различные задания традиционного вождя, активно участвовали в жизни деревни. В период независимости «самарии» стали сначала утрачивать свое значение, однако после прихода в 1974 г. к власти военных они вновь начали играть заметную роль в общественной жизни. Правительство активно возрождает и поощряет деятельность «самарий», полагая, что они могут возродить в молодом поколении уважение к национальным традициям, воспрепятствовать влиянию на молодежь западного образа жизни. Теперь «самарии» создаются не только в хаусанских районах, но и по всей стране, в том числе и в городских кварталах. Они объединяют молодежь различных этнических групп.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Основные понятия
В данной работе я придерживаюсь концепции конструктивизма. Этнос – это тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведени ...

Эвенкийский комплекс
В таежном крае за Байкалом издавна живут эвенки. Это часть того этноса, который расселен необычно широко – на семи из десяти миллионов кв. километров территории Сибири. В то же время общая численность эвенков составляет не более 25 тыс. ч ...

Омск литературный
Конец XIX – начало XX вв. явились важным этапом в литературной жизни Омска. В.Г. Короленко, П.Ф. Якубович, В.Д Соколов (Митрич), В.Г. Богораз – одна только политссылка 80-х годов давала такое мощное приращение литературных сил, что сомнев ...