Фазы этногенеза

Страница 4

Поскольку контакты между представителями разных суперэтносов случаются очень часто, химеры и антисистемы — не редкость в истории. «Там, где слагается этническая химера — наложение этнических полей разного ритма, появляются антисистемы. А так как за время существования человека на Земле все этносы давным-давно вступили между собою в контакты, то, казалось бы, антисистемы должны были вытеснить этносы, заменить их собой, уничтожить все живое в своих ареалах . А ведь ничего подобного почему-то не произошло». Причиной тому являются пассионарные толчки. Пассионарный толчок приводит к тому, что из осколков нескольких этносов формируется новый этнос с новым стереотипом поведения, а не химера. «Именно толчок, мутация, порождающая признак пассионарности и сообщающая заново возникающим этносам оригинальный ритм биополя — вот что губит химеры и гнездящиеся в них антисистемы. Пассионарный импульс даёт как бы высокий накал, в котором химеры «плавятся» . и превращаются в этносы, гармонически сочетающиеся с ландшафтами, как звено геобиоценозов. При столь высоких накалах антисистемы существовать не могут. Но дальше идёт уже описанный процесс этногенеза, при котором иногда, вследствие создавшихся условий, появляются импульсы с отрицательными значениями». Таким образом, согласно Гумилёву, пассионарные толчки — это своеобразная «очистительная сила», без которой жизнь человечества не могла бы продолжаться. Л.Н.Гумилев перечислил следующие признаки пассионарного толчка, по которым можно узнать о его наличии, так и о возникновении процесса этногенеза народов: - изменение стереотипа поведения;

- усложнение внутриэтнической структуры;

- совершенствование хозяйства, а следовательно и изменение взаимодействия этноса с ландшафтом;

- военные и технические усовершенствования;

- расширение ареала обитания за счет завоеваний и миграций.

Именно по этим признакам можно узнать о возникновении процесса пассионарного обновления этноса.

Полагают, что после выхода из фазы надлома в инерционную фазу этногенеза в XYII-XYIII в.в. Европейский Мир в XYIII-XIX пытался неудачно регенерироваться через революционную Францию (благодаря пассионарному толчку XYIII века, затронувшего Юг Франции, Корсику ХIХ век для него был веком усталости, сопровождавшийся разрушением то социальных барьеров в одних странах, то государственных - в германских княжествах, которое на короткое время становилось подобием пассионарного толчка. А в ХХ веке он снова пытался неудачно регенерироваться через Объединенную Германию. [4]

Мнений в этом случае есть несколько. Одни утверждают, что так выглядит фаза обскурации-агонии этногенеза. Другие утверждают, что это произошло благодаря пассионарности, полученной от Литвы к Польши (продукты пассионарного толчка в XIII веке), или может благодаря толчку, задевшему Юг Франции, Альпы). Но теперь на завершающем этапе этногенеза вблизи фазы гомеостаза (покоя) все у него разложено, все на месте, уют, тишина, порядок. Хотя все понимают, что уравнительная тенденция суть и есть инстинкт смерти. Но зато народ умиротворенный, законопослушный, ну, прямо, как когда-то в Древнем Риме на закате его дней. А то, что современные пассионарные варвары-мусульмане (продукты пассионарного толчка в XYIII веке) могут все перетряхнуть под себя, обмусульманить живущих, и перестроить кардинально жизнь Европы под свои традиции и навязать свои стереотипы поведения и мировоззрение, как это было с Древнем Римом во время переселения народов, - так ведь это не скоро будет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Устное народное творчество
Как и в предшествующую эпоху, весьма популярен был среди адыгов в XVI — первой половине XIX вв. нартский эпос. Он стал в первой половине XIX в. объектом записи и изу­чения. Одним из первых описал его выдающийся адыгский ученый С. Хан-Гир ...

Покров Пресвятой Богородицы (Покров день)
Народное название праздника православной церкви – Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине 10 века в царст ...

Способы сохранения традиций в праздниках
Сохранить традиции можно, воспитывая каждое новое поколение знающим, уважающим и любящим свои традиции, понимающим смысл и значение обрядов в праздниках. Самых маленьких в детском саду можно приобщать к знанию культуры посредством чтения ...