Демографические и исторические сведения о даргинцах

Страница 1

Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев. Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев.

Даргинцы занимают срединную часть Республики Дагестан. Районы с даргинским населением: Акушинский, Левашинский, Дахадаевский, Кайтагский, Сергокалинский, отдельные селения (или их группы) и в других районах, в т.ч. равнинных - Карабудахкентский, Каякентский, Хасавюртовский и другие. По оценке С.Белокурова, даргинцев в конце XVI в. было 50-60 тыс. человек, в 1926г. -125,7 тыс. человек, в 2002г. -365, 8 тыс. человек (прирост к 1926г. - 191%), из них в России - 353,3 тыс. человек (96,8%), в Республике Дагестан - 280, 4 тыс. (76,8%, а в 1979г. - 85,9%).

По данным последней переписи (2010 г), в Дагестане даргинцев было 328677 человек, из них городского населения -117470 человек. Рождаемость на 1000 человек в 2010 г. - 24,2 чел. (в 2002г. - 28,2), в республике соответственно - 21,9 и 27,4; смертность - 6,8 чел. (в 2002г. - 6,1 чел.), в республике - 7,4 чел. и 6,4 чел.; и, наконец, прирост на 1000 человек в 2010) г. - 17,3 чел. (в 2002г. - 22,1), в республике соответственно 14,5 и 21 чел.

На 1000 человек в 2010 г. было 72 (в 2002 г. – 64) человека даргинцев с высшим образованием, хотя процент занятых физическим трудом довольно высок - 78,2% (в республике - 71,1%). Из них в сельском хозяйстве занято 48,3%, в промышленности - 29,5%, в народном образовании - 8,3%, здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - 4%, культуре и искусстве - 1,2%, науке - 0,44%, управлении - 2% и т.д.

Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами.

Территория даргинцев не входила в пределы имамата Шамиля, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины их слабого участия в борьбе - близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины, отдельные просчеты дипломатической стратегии имамата.

После падения имамата было введено военно-народное управление (с элементами адатского права). Большинство даргинцев вошли в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа.

Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило от социального гнета, добавило и национально-колониальный. Отсюда неоднократные выступления, особенно мощным и массовым было восстание 1877г., в котором даргинцы были одними из наиболее активных (самое крупное и ожесточенное сражение произошло при штурме русскими войсками даргинского селения Цудахар).

В годы гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу. Восстание против Деникина первыми начали даргинцы, и разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака (сентябрь 1919г.) -одна из славных страниц истории Дагестана.

Государственные образования даргинцев: уцмийство Кайтагское (XII - XIX вв.), союз союзов сельских обществ -Акуша-Дарго.

Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла отражение в понятии единого отечества - Дагестана (примерно с ХIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев не выдвигает сугубо даргинских политических задач, ставя во главу угла экономические, просветительские, национально-культурные проблемы.

Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до ХV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, наслоение на которую особенностей культуры, обусловленных экологией, хозяйством, общественным разделением труда, приводит к сложению хозяйственно-культурных ареалов (ХКА). На равнине и нижнем предгорье - ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье - отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Свято-Екатерининский кафедральный собор
Из общей истории Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани. Реш ...

Традиционный быт удмуртской семьи
Жилище.Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться ...

Эволюционный метод
Одним из первых методов этнографических исследований следует считать эволюционный метод. Он успешно применялся на заре этнографии английской этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем при анализе связи ку ...