Демографические и исторические сведения о даргинцах

Страница 1

Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев. Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев.

Даргинцы занимают срединную часть Республики Дагестан. Районы с даргинским населением: Акушинский, Левашинский, Дахадаевский, Кайтагский, Сергокалинский, отдельные селения (или их группы) и в других районах, в т.ч. равнинных - Карабудахкентский, Каякентский, Хасавюртовский и другие. По оценке С.Белокурова, даргинцев в конце XVI в. было 50-60 тыс. человек, в 1926г. -125,7 тыс. человек, в 2002г. -365, 8 тыс. человек (прирост к 1926г. - 191%), из них в России - 353,3 тыс. человек (96,8%), в Республике Дагестан - 280, 4 тыс. (76,8%, а в 1979г. - 85,9%).

По данным последней переписи (2010 г), в Дагестане даргинцев было 328677 человек, из них городского населения -117470 человек. Рождаемость на 1000 человек в 2010 г. - 24,2 чел. (в 2002г. - 28,2), в республике соответственно - 21,9 и 27,4; смертность - 6,8 чел. (в 2002г. - 6,1 чел.), в республике - 7,4 чел. и 6,4 чел.; и, наконец, прирост на 1000 человек в 2010) г. - 17,3 чел. (в 2002г. - 22,1), в республике соответственно 14,5 и 21 чел.

На 1000 человек в 2010 г. было 72 (в 2002 г. – 64) человека даргинцев с высшим образованием, хотя процент занятых физическим трудом довольно высок - 78,2% (в республике - 71,1%). Из них в сельском хозяйстве занято 48,3%, в промышленности - 29,5%, в народном образовании - 8,3%, здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - 4%, культуре и искусстве - 1,2%, науке - 0,44%, управлении - 2% и т.д.

Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами.

Территория даргинцев не входила в пределы имамата Шамиля, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины их слабого участия в борьбе - близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины, отдельные просчеты дипломатической стратегии имамата.

После падения имамата было введено военно-народное управление (с элементами адатского права). Большинство даргинцев вошли в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа.

Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило от социального гнета, добавило и национально-колониальный. Отсюда неоднократные выступления, особенно мощным и массовым было восстание 1877г., в котором даргинцы были одними из наиболее активных (самое крупное и ожесточенное сражение произошло при штурме русскими войсками даргинского селения Цудахар).

В годы гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу. Восстание против Деникина первыми начали даргинцы, и разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака (сентябрь 1919г.) -одна из славных страниц истории Дагестана.

Государственные образования даргинцев: уцмийство Кайтагское (XII - XIX вв.), союз союзов сельских обществ -Акуша-Дарго.

Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла отражение в понятии единого отечества - Дагестана (примерно с ХIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев не выдвигает сугубо даргинских политических задач, ставя во главу угла экономические, просветительские, национально-культурные проблемы.

Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до ХV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, наслоение на которую особенностей культуры, обусловленных экологией, хозяйством, общественным разделением труда, приводит к сложению хозяйственно-культурных ареалов (ХКА). На равнине и нижнем предгорье - ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье - отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Юрты и Савинова
На восток от Павды это первое сельцо. Бабиновская дорога сейчас здесь стала бойким пыльным большаком. Когда-то Юрты были одним из центров по обращению вогулов (старое название народов манси) в христианство. Со всеми проявлениями "шат ...

Происхождение северо-самодийских народностей
Проблема происхождения, формирования и этнического развития северо-самодийских народностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистических данных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редко тра ...

Омск литературный
Конец XIX – начало XX вв. явились важным этапом в литературной жизни Омска. В.Г. Короленко, П.Ф. Якубович, В.Д Соколов (Митрич), В.Г. Богораз – одна только политссылка 80-х годов давала такое мощное приращение литературных сил, что сомнев ...