Фазы этногенеза

Страница 2

Следом наступает инерционная фаза (фаза инерции) — пора цивилизации, «золотой осени» этноса, период «собирания плодов» предшествующего развития, когда завоевания, потрясения и перевороты сменяются спокойной стабильностью. А стабильность объясняется просто. Пассионарности не слишком много, чтобы вызывать разные бури и катаклизмы, но и не слишком мало, чтобы допустить господство субпассионариев со всеми вытекающими последствиями. Накапливаются материальные богатства, множатся культурные достижения. И кажется, этот период стабильного существования будет длиться вечно . Но процесс старения этноса уже идёт, и остановить его невозможно. Это проявляется в сокращении числа пассионариев и росте количества субпассионариев.

В следующей фазе, фазе обскурации, правят бал уже именно субпассионарии. «В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют мало шансов выжить. Они плохие солдаты, никакие рабочие, а путь преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии для всех есть лишний кусок хлеба и женщина. «Жизнелюбы» (да простится автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, поскольку они являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идёт снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников.

Порядок, устанавливающийся в этой фазе, которую правильнее всего назвать «обскурацией», никак нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Далеко не каждый обыватель способен удовлетворить этим требованиям, и поэтому большинство народа оказывается, с точки зрения нового императива, неполноценным и, следовательно, неравноправным. Но тут приходит возмездие: жизнелюбы умеют только паразитировать на жирном теле объевшегося за время «цивилизации« народа. Сами они не могут ни создать, ни сохранить. Они разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, т.е. умертвив соперника, они гибнут сами».

За фазой обскурации следует либо гибель разрушенного субпассионариями этноса, либо переход в мемориальную фазу, или фазу гомеостаза. В последнем случае субпассионарии вымирают, и от этноса остаётся реликт, состоящий из гармоничных особей, которые, в отличие от пассионариев, ничего не стремятся менять, и являются носителями статического состояния. «В самом деле, даже для сохранения семьи и воспитания детей нужны совсем иные качества, нежели те, которые столь тщательно культивировались (субпассионариями); в противном случае дети расправятся с родителями, как только это будет им удобно. Итак, после наступления торжества обскурации носители её <т.е. субпассионарии> исчезают, как дым, и остаются уцелевшие от всех передряг потомки первоначальных носителей статического состояния, которые на руинах вновь начинают учить своих детей жить тихо, избегая конфликтов с соседями и друг с другом. Анатомически и физиологически они полноценные люди, приспособившиеся к ландшафту, но пассионарного напряжения у них столь мало, что процесс развития этносов не идет. Даже когда среди них случайно рождается пассионарная особь, она ищет себе применения не на родине, а у соседей (например, албанцы делали карьеру либо в Венеции, либо в Константинополе). Тут возникают две возможности: либо оставшиеся в живых влачат жалкое существование как реликтовый этнос, либо они попадают в горнило переплавки и при некоторых благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, ибо для него куда важнее дата его нового рождения. И снова процесс проходит те же стадии, если его случайно не прервет постороннее воздействие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Развитие капитализма – толчок в развитии промышленности
Отмена крепостного права в 1861 году дала могучий толчок развитию капиталистических отношений в стране. Распространение капитализма вширь захватывало новые районы, в том числе и Сибирь, вовлекая их в общероссийские исторические процессы. ...

Село в XXI веке
В нынешнее время жизнь в селе не прекращается. Начавшие выделяться еще с лета 1992 года крестьянско-фермерские хозяйства, сейчас процветают. В 2006 году введено самоуправление в селе. Начало свою работу собрание депутатов в администрации ...

Омск как колыбель сибирского областничества
В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сан ...