Фазы этногенеза

Страница 5

Но все же есть разночтения в сообщениях в том, какие регионы затронул пассионарный толчок XYIII века. Ведь в их число (там, где наблюдаются социальные потрясения) попадают Китай, Вьетнам, Камбоджа, Япония, Афганистан, Таджикистан, Иран, Ирак, ЮАР, Судан, Сомали, Ефиопия, Заир, Мозамбик, Мадагаскар, Чечня, Армяне.

Сам же Л.Н.Гумилев свои этнологические исследования сознательно закончил XYIII веком. Но некоторые критики теории этногенеза А.Янов и М.Гаврилов упрекали его за то, что он не предложил объяснений всплескам пассионарности во времена революций во Франции в XYIII-XIX в.в., активности Германии в XYIII-XX в.в., как и активности Ирана, Японии и Китая в ХХ веке.

Во-первых, сам Л.Н.Гумилев предполагал наличие только одного толчка в XYIII веке по полосе от Южной Африки до Японии через Китай [Но есть мнение, что таких толчков было два с промежутком в 50 лет. Один - с протяженностью полосы от Филлиппин, через юг Вьетнама, центр Малакского полуострова север острова Суматры, Мадагаскар до Южной Африки, а второй - от Японии, Китая через Тибет, Индию, Пакистан, через Афганистан, Иран и Ирак в Египет и Северную Африку. Косвенным подтверждением их реальности могут быть вспышки двух сверхновых звезд, соотвественно, в 1604 г. в созвездии Змееносца (сверхновая Кеплера) и в 1572 г. в созвездии Кассиопеи. Учитывая возможный инкубационный период около 100-120 лет начало взрыва этногенеза предположительно должно было наступить в середине 18 века.

Но в других обозрениях сообщаются, что один толчок был от Пиренеев через Францию и Альпы до Японии, второй - от Южной Африки через Галичину до Финляндии, третий - от Ирана через Чечню до Тамбова, четвертый - от Сомали через Кавказ к Калмыкии, пятый - от Ирана до С.-Петербурга, шестой - от Пиренеев через Иран к Туркмении, седьмой- от Японии, через Корею, южный Китай, Индокитай до Суматры, восьмой - от Бенгалии до Балкан.

Потому, что эти полосы покрывают места сильных социальных и этнических напряжений, а вот так проявил себя пассионарный подъем на Ближнем Востоке в XYIII веке. Середина XVIII века в Египте отмечена мощным восстанием египтян против власти мамлюков и турок. Через некоторое время становится независимым весь Верхний Египет и совершается первый распад османского суперэтноса, с одной стороны, и османской этнической химеры, с другой стороны. С большим трудом в 1769 году мамлюки подавляют мятеж, но уже в 1778 году начинаются новые восстания феллахов. Восточнее, в Палестине, в середине XVIII века против турецкого владычества выступает арабское княжество Сафад, правитель которого - Дагир в 1765 году провозглашает независимое арабское государство. В 1769 году, сразу после подавления восстания крестьян в Египте, Дагир входит в союз с египетскими мамлюками и начинает широкомасштабную войну против Турции.

В XVIII веке объединенные арабо-мамлюкские сообщества начинают успешно громить турецкие войска и захватывают города: Дамаск, Бейрут и Сайду. Взятие Дамаска сопровождается поддержкой местного населения, которое вело активную антитурецкую борьбу также с середины XVIII века. Примерно на этой же полосе, в Северной Аравии, в то же самое время возникает движение ваххабизма, основоположник которого Мухаммед Абдал-Ваххаб родился в 1703 году. Финалом борьбы арабов за независимость становится изгнание ими армии Наполеона, вторгшейся в Египет в конце XVIII века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Свято-Екатерининский кафедральный собор
Из общей истории Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани. Реш ...

Возведение нового града
Выбор места и начало строительства Выбор Владимиром Мономахом в 1108 году места для закладки нового города был сделан очень удачно. Из гряды холмов, почти вплотную придвинувшихся к берегам Клязьмы, внимание привлек самый высокий и живопи ...

Жертвы политических репрессий
Нами движет не чувство исторической мести, а чувство невыполненного долга перед светлой памятью своих земляков. Мы не собираемся из них делать великомучеников или идолов для поклонения, мы будем добиваться человеческой, общественной, граж ...