Образование народов Дальнего Востока

Страница 1

Важным явлением в отечественной научной мысли в конце XX в. стало осознание образования как сложно структурированной системы общественной жизни, что обусловило появление комплексного подхода к изучению национального образования Севера России. Его результатом стали выявление и анализ в системе просвещения коренных народов Дальнего Востока, являющихся частью малочисленных этносов Севера, широкого спектра проблем.

Актуализация в 1990-х годах вопроса сохранения и развития языков и национальных культур этнических меньшинств Севера отразилась в ряде исследований, направленных на выявление и решение этнических проблем образования коренных народов Дальнего Востока. В данном контексте можно выделить несколько направлений.

Первое из них связано с обсуждением отечественными учеными теории и практики организации школьного образования в целях сохранения языков аборигенных жителей северных регионов, в том числе Дальнего Востока. В этом аспекте российские исследователи занимают единую позицию, определяющую паритетное двуязычие концептуальным стержнем школьного образования в национальных районах Севера.

Второе направление связано с выявлением и решением проблемы взаимодействия содержательного компонента школьного образования и традиционных культур коренного населения Дальнего Востока.

Особого внимания заслуживает статья Н. М. Оглобиной и Н. А. Петровой «Фольклор народов Приамурья в нравственно-эстетическом воспитании школьников». В ней рассматривается использование этнопедагогических приемов в формировании культуры межнационального общения в условиях полиэтничности Дальневосточного региона. Исследование имеет проблемно-ориентированный характер и предлагает один из возможных путей решения данной задачи. По мнению ученых, обращение школьников Приамурья к фольклору коренных народов Дальнего Востока ведет к пониманию истоков самобытности и единства общечеловеческих ценностей». В связи с этим, авторы публикации считают целесообразным проводить в школах с немононациональным контингентом учащихся литературные игры, основанные на русском фольклорном материале и самобытном творчестве народов Приамурья. Наиболее оптимальным жанром при выборе произведений устного народного творчества исследователи считают загадки, так как их лаконичность при художественной выразительности позволяет привлечь к анализу больший объем фольклорного материала. Идея ориентации образования коренных народов Дальнего Востока, являющихся частью малочисленных этносов Севера, на их традиционную культуру, механизмы ее воспроизводства и трансляции отражена в публикации Л. Б. Ермолова и С. М. Малиновской «Назревшая проблема». Данное исследование содержит конкретную программу реализации опыта народной педагогики, которая позволяет подготовить детей коренных жителей северных регионов к эффективной производственной деятельности в новых социально-экономических реалиях страны. В контексте решения проблемы занятости малочисленных народов Севера авторы статьи убеждены, что накопленный в течение многих тысячелетий опыт традиционного природопользования этих народов «является идеальной основой» для развития наиболее перспективных направлений в области экономики. Исходя из этого, в работе указывается на необходимость включения в программы школ, ведущих обучение детей коренных народов Севера, комплекса специальных знаний, связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и культурой. По мнению ученых, таковыми являются изучение оптимальных направлений и форм охоты в зависимости от ландшафтов, характера угодий и объектов охоты; основы обслуживания туристических охотничьих групп, в том числе зарубежных; основы таксидермии — специальных знаний о методах и способах обработки и хранения шкур животных, птиц, рыб; изготовление национальных сувениров на базе традиционных технологий. Кроме того, исследователи считают, что существует настоятельная потребность в изучении школьниками комплекса таких специальных дисциплин, как ориентирование на местности, основы стрельбы из разного типа промыслового оружия и основы его ремонта, основы организации и техники охотничьего хозяйства, организация проведения охоты на хищных животных региона, основы кулинарного дела в походно-полевых условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Традиции национальной государственности Татарстана
Татарский народ имеет многовековую историю национальной государственности. Предки татар образовали первое крупное феодальное государство в Северо-Восточной Европе Волжско-Камскую Булгарию. Многие города, особенно Булгар, стали подлинными ...

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...

Герб Челябинска
В 1743 году Челябинская крепость стала административным центром Исетской провинции, и в ней разместилась провинциальная канцелярия. На государственной печати канцелярии был выполнен герб провинции - на фоне крепостной стены привязанный к ...