Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае

Страница 4

Замечено, что хотя первыми учредителями железоделательных заводов под Тулой были иностранцы (Виниус и другие), да и многих мастеров они тогда выписывали из-за рубежа, документы XVII в. неопровержимо доказывают, что для местных мастеров и производственные процессы и заводские устройства отнюдь не были в диковинку. Заведомо русский, национальный характер носит запечатленная историческими источниками техническая терминология, использовавшая здесь в те давние годы. Даже процессы обработки металла, которые на местных заводах при Виниусе и Марселисе вели мастера-иностранцы, назывались по-русски: «обжимать крицу», «тянуть железо», «перегонять чугун», и т.д. Да и детали вододействующих устройств на этих заводах имели наименования русские: «стан», «мост», «тиски», «пятник», «подпятник», «топорище», «молот» и др. Словом, они для местных мастеров были не заморской диковиной, а уже так или иначе известными им устройствами.

Начатые в России в 20-х годах XVIII в.обстоятельные топографо-картографические работы охватили, разумеется, и Тульский край. Во всяком случае в изданном в 1745 г. первом «Атласе Российском» есть карта Московской губернии, куда входила в то время его большая часть.

Из более ранних карт («чертежей» русских земель) XVII в. наш край наиболее детально представлен на дошедшем до нашего времени старинном «Чертеже украинском и черкасским городам от Москвы до Крыма». В списках «Книги Большому чертежу» (1627 г.) дошел до нас своеобразный путеводитель, подробное описание дорог, в том числе и по тульским местам. Сам же «Большой чертеж Московскому государству» утрачен.

Старообрядчество. Существенным тогда событием общественной жизни, наложившим отпечаток и на культуру того и последующего времени, были реформы, предпринятые в церковной жизни при патриархе Никоне. Их многие верующие не поддержали, началась острейшая борьба между сторонниками новых и старых обрядов и порядков. За религиозными разногласиями стояли более глубокие социальные противоречия. Раскольничество, или старообрядчество, во второй половине XVII в. получило широкое распространение и в наших местах, особенно в Тульском, Одоевским, Белевском уездах. С соседним Калужским краем связаны трагические судьбы истовых старообрядцев боярыни Морозовой, протопопа Аввакума, наиболее известных поборников против стяжательства высшего духовенства и монастырей, а также всех нововведений церковных и царских властей и правящего класса. Их взгляды были близки народным верованиям, а потому и встречали поддержку среди различных слоёв населения и прежде всего среди крестьян, для которых усиление крепостничества и самодержавия было особенно болезненно.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Трактовка национального характера в трудах отечественных и зарубежных ученых
Поскольку термин «национальный характер» не является исконно и исключительно литературоведческим термином, но разрабатывался другими областями гуманитарного знания, – философией, этнологией, антропологией, культурологией, лингвострановеде ...

Цыганский дом
Теперь мы рассмотрим устройство традиционного для цыган жилища – цыганского шатра. Ландшафт влияет и на тип шатра. Ошибочно думать, что цыгане повсюду раскладывают палатки одинаково. В Афганистане ставится даже не шатёр, а «распластанны ...

Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилище ...