Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае

Страница 3

В первой половине XVIII века все больше наших земляков получало подготовку в учебных заведениях, открытых при Петре I и его преемниках в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Да, видимо, и в XVII в. некоторым нашим землякам, конечно, очень немногим, но удавалось овладеть высотами современной им культуры. Таким был, например, один из образованнейших людей своего времени, русский церковный деятель, дипломат, писатель, путешественник, книжники собиратель древностей Арсений Суханов (?-1668), уроженец д.Спицына, Брусовая тож, Соловского (позднее Крапивенского) уезда. Сын обнищавшего тульского дворянина, юношей он ушёл в Коломну, в Голутвин монастырь. Там получил первоначальное образование, затем непрестанно учился самостоятельно. В 1637-1640 гг. был участником русского посольства в Грузию. В середине XVII в. Арсений Суханов по поручению патриарха Никона и царя Алексея Михайловича выезжал в страны Востока, побывал в Палестине, Турции, Греции, Египте. Это было связано с назревавшими реформами в русской церкви. Оттуда им была привезена в Россию ценнейшая коллекция книг и рукописей, причём не только религиозного содержания. Деятельность Суханова сыграла немалую роль в исправлении церковных книг и принятию ряда решений церковным руководством при Никоне, послуживших началу религиозного раскола. В дальнейшем, в 1655-1660 гг. он был келарем Троице-Сергиевского монастыря, ведал его хозяйством и внешними связями, а в 1661-1664 гг. руководил Московским печатным двором.

Научные знания и техника. Для решения конкретных практических задач в развитии ремесла и торговли, промышленного и военного дела, земледелия и землевладения всё большему кругу людей требовались соответствующие знания, расчёты, умения и сноровка, грамотность и сообразительность.

О значительном уровне тогдашней инженерной и технической мысли в устроении речных плотин с дальновидным учётом возможностей местных рек и особенностей местности говорит известный факт сооружения под Тулой осенью 1607 г. такой запруды, которая привела к наводнению в осаждённом царскими войсками мятежном городе. О том же свидетельствует и возведение в XVII в. на местных реках Тулице, Скниге, Вепрейке, Дугне вододействующих железоделательных заводов. Исследователям удалось по описаниям того времени восстановить, реконструировать в чертежах, рисунках и моделях устройства сооружений, механизмов и станков, использовавшихся на тульских заводах. К сожалению, исторические документы почти не сохранили имён изобретателей, конструкторов, творцов этой весьма прогрессивной тогда техники.

Тульские мастера не только славились своим искусством, техническими знаниями, изобретательской сметкой, но и вносили заметный вклад в их распространение в других краях в России. Ещё в XVII веке значительная группа тульских мастеров была отправлена на Север, на Вагу и Олонец, где тогда создавались новые железоделательные заводы. В XVIII в. это делалось ещё чаще. В 1702 г. 30 казенных тульских мастеров были переселены в Устюжну. В 1704 г. – 170 оружейников были направлены на новые Олонецкие заводы, а в 1724 г. переведены на Сестрорецкий оружейный завод. Позднее большие группы тульских мастеров велением властей переселены для работы в Санкт-Петербург на Оружейный двор, в Полтаву, в Тобольск и другие места. Богатейший опыт тульских мастеров был перенесен, как известно, и на первые металлургические заводы Урала.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Народ Нигерии
Нигер недаром называют «местом встречи различных народов и цивилизаций». На его территории живут народы, относящиеся к различным антропологическим группам, языковым семьям, различающиеся по типам хозяйственной деятельности. По территории ...

«Человек один раз рождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят болгары
На мой взгляд, эта пословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взгляды народа на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могут представить себе, чтобы мужчина или женщина по своему жел ...

Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы русского населения) множества переселенческих этнических групп. История становления этносф ...