Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае

Страница 1

Особенности административного деления. Города, уезды и волости Тульского края в XVII в. еще не были объединены административно. Они относились к разным «краям».

К разным епархиям – церковным округам – относились тогда и местные церкви и монастыри. Тула, Алексин, Венёв, Дедилов, Епифань, Гремяче с уездами до 1622 г. числились за Рязанской епархией, а потом перешли в ведение Коломенской епархии. Белёв, Чернь, Лихвин, Новосиль находились в ведении епархии Крутицкой – в Москве.

Разной и непостоянной была в эти годы и подчинённость тех или других групп местного населения государственным ведомствам.

В разных губерниях оказались местные города и уезды при первоначальном размежевании России на губернии в 1708-м и 1719гг. Несомненно, все это сказывалось на соответствующих экономических, социальных, культурных отношениях и связях, а, следовательно, и местных особенностях культуры и быта.

Зодчество. Основным строительным материалом в те времена в нашем крае было, как и встарь, дерево. Ясно, что от таких построек того времени немного осталось и следов на местности, нечасты и кратки обычно упоминания о них в известных письменных источниках.

Деревянными были, кроме Тульского кремля, и местные крепости – «города». Так, по дошедшим до нас описаниям первой четверти XVIII в. эти местные городские укрепления представляли собой или «город рубленой», то есть сооруженный из деревянных срубов (в Алексине, Дедилове, Черни, Ефремове, Одоеве), или «город острог стоячей», то есть огороженный, обычно по насыпи, стеной из вкопанных в землю заостренных вверху бревен (в Крапивне, Епифане, Веневе). В Белеве в этой описи упомянуты и «город деревянной» и «острог», но с примечанием: «токмо оной город згорел». Сгорел к тому времени и «город» в Одоеве, да и в Туле, где, кроме каменного кремля, был ещё «около того города другой город по земляному валу деревянной», от него, как отмечалось в описи, «ныне после пожару осталась половина».

Трудоёмких и дорогостоящих каменных зданий в Тульском крае, постоянно подвергавшихся почти до конца XVII в. вражеским набегам, в те времена возродилось мало.

Замечено, что если на карту области нанесены дошедшие до нас памятники зодчества второй половины XVII в., то все они расположены либо к северу от Тульских засек, либо непосредственно под их защитой. Стоят они порознь, в отдалённых друг от друга городах и сёлах. Только в Белёве сохранилось целое созвездие: ансамбль Спасо-Преображенского монастыря. В его центре – Преображенский собор с нарядным и затейливым завершением. Очень интересна надвратная церковь, единственная в нашем крае. В разрешении церковных властей на постройку этой церкви над «святыми воротами» в монастыре дали весьма примечательное предупреждение: «главы на церкви строить не шатровые, а круглые…»

Дело в том, что патриарх Никон и его сторонники считали обычные, на крепостных башнях и старых деревянных церквах, островерхие «шатровые» кровли для новостроящихся храмов слишком «обмирщенными», простонародными. Но это запрещение не коснулось церковных колоколен, и многие зодчие, в том числе и в нашем крае, вплоть до начала XVIII в. на колокольнях возводили кровлю по-старому, на народный вкус – шатровыми.

Характерно для памятников архитектуры и их украшение «узорочьем», кокошниками и другими нарядными деталями.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Народное хозяйство татарского народа
Основу традиционного хозяйства татар составляло пашенное земледелие. Имевшиеся различия были обусловлены экологическими причинами: в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в фо ...

Музей Велимира Хлебникова
19 октября 1993 года был основан музей Велимира Хлебникова, который располагался на бывшей квартире его родителей. С 1914 по 1931 годы в этом доме жила семья Хлебниковых и сюда ежегодно приезжал Велимир Хлебников. В основе экспозиции муз ...

Открытие пароходного движения по Енисею
Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в предел ...