Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае

Страница 2

Памятником замечательного мастерства русских зодчих XVII в. является церковь рождества Богородицы Анастасова монастыря близ Одоева, построенная в 1669-1675 гг. Единственный памятник архитектуры XVII в., сохранившийся до нашего времени в Туле – это Благовещенская церковь (1692 г.).

В XVII веке были построены церкви – Никольская в с. Кочаки близ Ясной Поляны и Николо-Успенская Венев-Никольского монастыря.

Ценнейшим памятником гражданского зодчества той давней поры является дошедший до нас нарядный двухэтажный каменный дом на Красной площади г. Венёва.

Искусство. Борьба церковных властей против «обмирщения» традиционной культуры, подрыва «древнего благочестия», против упрочения и распространения светских зданий, народного искусства была упорной и повсеместной. Тем не менее даже в церковном зодчестве, храмовой стенной росписи, иконописи и живописи этих лет не только сохранялись старые традиции, но и проявлялись новые веяния.

Их можно проследить на примере произведений искусства данного периода, экспонируемых в Тульском областном художественном музее. Это прежде всего иконы XVII в. московской школы: «Евангелист Марк», «Троица», икона известного мастера того времени Симона Ушакова «Нерукотворный Спас». В них проявлена новизна манеры исполнения, человечность в трактовке традиционных образов, то есть заметны некоторые шаги вперед по пути создания в дальнейшем реалистической светской живописи.

Есть в музее и созданные неизвестными мастерами в конце XVII – начале XVIII веков портреты их современников. Это так называемые «парсуны», изображающие царя Алексея Михайловича и царицу Наталью Кирилловну. Ещё более реалистичен портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный видным мастером портрета середины XVIII в. А.П.Антроповым.

Возможно, к этому времени восходят и приобретения местными владельцами наиболее богатых феодальных имений произведений западно-европейского искусства той и более ранней поры, которые ныне находятся в музее.

Просвещение. В XVII в.обучение грамоте и необходимым, прежде всего профессиональным, знаниям и навыкам проводилось обычно индивидуально. Школьное обучение возникает в Тульском крае сравнительно поздно. Так, по сведениям 1722 г., когда в соседних Калуге и Рязани уже были учреждены «от Адмиралтейства» школы «для обучения дьячих и подьячих детей и прочих чинов цыфири и геометрии», в Туле и в Тульской провинции ни подобных, ни каких-либо других школ не было. Долгое время считалось, что первой в нашем крае школой была «школа конюховых детей» в Богородицке, в которой обучали группу мальчиков для работы на местном государственном конном заводе и других нужд этого имения. Впервые она упоминается в 1745 г.

Недавно установлено, что ещё в конце XVII века в поселке при Ченцовском железоделательном заводе действовала уникальная в наших местах частная светская школа, дававшая начальное образование детям заводских иностранных мастеров. Была там, как говорится в документе 1690г., особая «школьная изба» и специально нанятый «школьный мастер, что детей учит» (А.Гульф), которому хозяин завода «жаловал» 40 рублей в год, не меньше, чем «замочного дела мастеру» и некоторым другим.

Других сведений об организации школ в наших местах в те времена не имеется. Профессиональное же обучение проводилось в форме ученичества при мастерах. Так, например, известно, что указом 1711 г. предписывалось «из ранних губерний послать в Тулу молодых ребят, которые кузнечному и столярному дело заобычны, и учить их ствольному и ложевому делу фузей и пистолетов». Мастера, которым отдавали новичков в «учебу», использовали их как даровую рабочую силу. От нещадной эксплуатации, побоев и «некормления» подростки, отчаявшись, решались на побег, хотя за это жестоко наказывали шпицрутенами.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Наум-грамотник
День святого Наума, получившего в русском быту прозвище Грамотник, день памяти которого в православном календаре отмечается 14 декабря. Святой Наум, ветхозаветный пророк, в русских деревнях напрямую связывался с обучением: «Батюшка Наум, ...

Фольклор как результат исторического развития ногайского этноса
Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре. В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от ...

Происхождение северо-самодийских народностей
Проблема происхождения, формирования и этнического развития северо-самодийских народностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистических данных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редко тра ...