Строительство завода на Иже, 1764 год

Первыми строителями железоделательного завода были мастеровые, переведенные сюда с Гороблагодатских заводов, а также крестьяне, принадлежавшие графу П. И. Шувалову Все окрестные крестьяне были приписаны к заводу как работный люд. Русские привлекались для работы непосредственно на заводе, удмурты - на подсобные работы.

10 апреля 1760 года началось сооружение заводской плотины через реку Иж на болотистых участках поймы. Строительство велось под руководством опытного горного инженера А. С. Москвина.

Наиболее ответственные работы, особенно строительство гидротехнических сооружений на плотине, производственных помещений, кладку горнов, размещение и установку оборудования выполняли мастеровые с Гороблагодатских заводов. Заготовкой и подвозкой леса, глины, бутового камня, земляными работами занимались около одной тысячи приписных крестьян.

При сооружении плотины в ее тело были встроены прорезы, через которые вода шла к кричным фабрикам и падала на огромные колеса, приводившие в движение меха, молоты и станки. В середине XIX века на Ижевском заводе действовало 60 больших и малых водяных колес и несколько турбин.

Одновременно с возведением плотины сооружались и производственные помещения на низком правом берегу реки. В то же время был заложен и заводской поселок. В заречной части на том месте, где сейчас находятся пристань и ТЭЦ-1, появились первые избы строителей. На левом высоком берегу Ижа почти напротив плотины был выстроен просторный дом управителя завода. К югу от него вдоль берега реки (ныне улица Свердлова) появилось несколько деревянных изб, в которых размещались мастеровые люди. Так возник поселок, не имеющий названия в течение длительного времени. В 1764 году в поселке имелось 56 изб, через два года их стало 130. Была построена деревянная церковь, неподалеку от нее возник базар, появились хлебные, калашные, горшечные, мясные и другие торговые точки и харчевни

Похожие материалы:

Транссибирская железнодорожная магистраль
Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе ши ...

Межкультурный диалог в поле диаспор
Важнейшей отличительной характеристикой Ставропольского края как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы русского населения) множества переселенческих этнических групп. История становления этносф ...

Музей подводных лодок
Одним из важнейших памятников фортификационного и военно-технического искусства советской эпохи является Музей подводных лодок , который находится на западном горном склоне бухты Балаклавы . Музей был возведен в период с 1957 по 1961 год ...