Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 4

К необрядовому фольклору относились также так называемые малые жанры устно-поэтического творчества - загадки, пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.

В фольклоре находило выражение поэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в труде, отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало в духе народной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртская народная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытования также может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песен было присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обряда или определенного календарного времени не исполнялись и были характерны для данной деревни или группы деревень. Необрядовый музыкальный фольклор - песни, инструментальная (в том числе танцевальная) музыка - один из наиболее распространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры. С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка. Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовались стебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья, кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина.

Из удмуртских струнных инструментов наиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовый инструмент, звучавший на свадьбах, во время календарных праздников, на общественных молениях. Другие струнные инструменты - балалайка, гитара, бандурка, скрипка - проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту удмуртов использовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интерес представляли наиболее древние из них - тангыра, трещотка, ымкрезь. В народной культуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртов зодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавали интересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов и культовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядно отражались в оформлении жилища. Исключительной простотой и рациональностью характеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи, полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднее художественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимней избы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всего применялись ткани, южного - ковры. Специфической особенностью удмуртского интерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большое значение приобретали изделия из дерева - бытовая посуда, резные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники. Удмуртская бытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народного искусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньев художественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принцип декорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богато украшавшейся вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки, как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южных удмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество. Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большую роль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числе серебряные монеты.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Семантика мужских неканонических имён
Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни - значит сделать мир осмысленным. А.Ф. Лосев Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Имена встречаются м ...

Советская власть в 1939 – 1941 гг
В город Щучин Красная Армия вступила предположительно 19 сентября 1939. Никто не встречал "освободителей" с радостью. Оптимизма у местных жителей смена власти не вызвала. Да и выглядели "освободители" в шапках-будёновк ...

Этногенез и история татарского народа
Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно связывают с волжскими булг ...