Система отношений в традиционной удмуртской общине
К необрядовому фольклору относились также так называемые малые жанры устно-поэтического творчества - загадки, пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.
В фольклоре находило выражение поэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в труде, отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало в духе народной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртская народная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытования также может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песен было присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обряда или определенного календарного времени не исполнялись и были характерны для данной деревни или группы деревень. Необрядовый музыкальный фольклор - песни, инструментальная (в том числе танцевальная) музыка - один из наиболее распространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры. С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка. Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовались стебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья, кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина.
Из удмуртских струнных инструментов наиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовый инструмент, звучавший на свадьбах, во время календарных праздников, на общественных молениях. Другие струнные инструменты - балалайка, гитара, бандурка, скрипка - проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту удмуртов использовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интерес представляли наиболее древние из них - тангыра, трещотка, ымкрезь. В народной культуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртов зодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавали интересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов и культовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядно отражались в оформлении жилища. Исключительной простотой и рациональностью характеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи, полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднее художественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимней избы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всего применялись ткани, южного - ковры. Специфической особенностью удмуртского интерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большое значение приобретали изделия из дерева - бытовая посуда, резные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники. Удмуртская бытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народного искусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньев художественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принцип декорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богато украшавшейся вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки, как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южных удмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество. Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большую роль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числе серебряные монеты.
Похожие материалы:
Животный мир Висимского заповедника
Животный мир заповедника типично таежный, по составу фауны преимущественно западносибирский. Здесь спокойно чувствуют себя лоси и зайцы, барсук и лисица, бурые медведи, куницы, белки. В тихих уголках близ рек можно увидеть и выдру. Нередк ...
Политическая история ногайцев в XVII-XIX вв.
В начале XVII в. часть ногайцев уже обитала на севере Крымского полуострова. «Ногайские татары,— писал итальянский автор этого времени,— живут вне полуострова и граничат с Россией (т. е. Малороссией), Московским государством и стороной че ...
Хозяйственная жизнь Красноярска
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, ...