Система питания детей у хакасов

Страница 1

Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так часто, как он того требовал. Перед первым кормлением младенцу трижды смазывали рот и язычок жиром, что символизировало кормление богини Умай. Только после этого ритуала младенец получал грудь матери. В случае отказа ребенка взять грудь первое сцеженное молоко отдавалось собаке, после чего ребенка вновь прикладывали к груди. Роженице предписывалось покормить огонь, она должна была бросить в очаг немного сала, сметаны или масла. Это означало знакомство, примирение духа огня с появлением в юрте нового человека, а также являлось гарантией защиты здоровья ребенка и матери. По представлениям хакасов, огонь был напрямую связан с материнским молоком: если не покормить огонь, то молоко в груди матери исчезнет или свернется. Огонь обязательно кормили и тогда, когда первый раз вносили ребенка в чужой дом. питание детей

Обычно детей кормили грудью до 3 - 4 лет, если в течение этого времени в семье не появлялись новые дети. Известны случаи, когда грудью кормили до 7 - 8 лет, но они встречались редко, и такие дети, как правило, высмеивались сверстниками.

В тех случаях, когда у матери не было молока, ребенка поили неразбавленным коровьим молоком. Для этого изготавливали специальный рожок, соску, сделанный из рога коровы. Его тщательно промывали, очищали, выскребали изнутри ножом. Узкий конец рога срезали и к нему прикрепляли, привязывали кусок кожи барана, взятый с живота (там, где кожа у барана нежнее, тоньше и меньше волосяной покров), или вывернутый сосок коровы, кожу теленка. Такой вид соски, основой которой служил рог коровы, назывался умчу. Подобные хакасским рожки мы встречаем у многих народов Сибири, в том числе у русских и украинских переселенцев, у старожилов. Соска рожка не должна быть грубой, поэтому хакасы через день смазывали жиром и мяли руками кожу, чтобы она не задубела. Старожилы хранили такую соску в миске с водой.

Норма молока зависела от возраста, для младенца рожок наполнялся примерно наполовину, а когда ему исполнялся год, то доверху. Считалось, что если ребенок не выпьет до конца все молоко, то он нездоров. Иногда ребенок отказывался брать в рот рожок, тогда его прикладывали к груди (даже если в груди не было молока), а сверху мать поливала на грудь тоненькой струйкой из ложки молоко так, чтобы оно попадало в рот. Вместо молока в рожок могли налить жидко сваренный потхе (для взрослых его варили на сметане, а для ребенка — на молоке) или жидкий суп. Если у матери не было молока, то иногда ребенка носили к другой женщине, у которой было достаточно молока, чтобы выкормить двух детей. Такая женщина почиталась ребенком всю жизнь и считалась его второй матерью.

Детей начинали прикармливать с раннего возраста, иногда даже со следующей недели после рождения. Варили кусок курдючного сала (хой хузург, т. е. «овечий курдюк»), и давали ребенку сосать его, насадив предварительно на достаточно длинную, гладко обструганную палочку (чтобы не проглотил). Подобную соску ребенок мог сосать в течение недели. Считалось, что сало смягчает сердце ребенка и не позволяет ему зачерстветь; впоследствии он будет ласковым и добрым человеком [Бутанаев В.Я., 1988. С. 218], а мальчик, сосущий хой хузург, будет сильным и выносливым. Тувинцы считали, что соска из куска курдюка обеспечит ребенку счастье и благосостояние [Соломатина С.Н., 1988. С. 122]. Помимо такой соски из курдючного сала, младенцу давали сосать хасханах — толстую кишку барана, вывернутую наизнанку, жиром наружу. Ее также варили и насаживали на палочку. Прикармливали хлебом или печеньем, для чего продукт размачивали в воде, молоке или чае, заворачивали в тоненькую тряпочку и давали сосать.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири. И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие ...

Реальное училище
Далее на восток, по левой стороне Московской улицы, открывается двухэтажный корпус реального училища. Он запечатлен на ряде открыток. Реальное училище в Астрахани было открыто в сентябре 1877 года. Сначала оно помещалось в доме Агамжанова ...

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...