Система питания детей у хакасов

Страница 1

Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так часто, как он того требовал. Перед первым кормлением младенцу трижды смазывали рот и язычок жиром, что символизировало кормление богини Умай. Только после этого ритуала младенец получал грудь матери. В случае отказа ребенка взять грудь первое сцеженное молоко отдавалось собаке, после чего ребенка вновь прикладывали к груди. Роженице предписывалось покормить огонь, она должна была бросить в очаг немного сала, сметаны или масла. Это означало знакомство, примирение духа огня с появлением в юрте нового человека, а также являлось гарантией защиты здоровья ребенка и матери. По представлениям хакасов, огонь был напрямую связан с материнским молоком: если не покормить огонь, то молоко в груди матери исчезнет или свернется. Огонь обязательно кормили и тогда, когда первый раз вносили ребенка в чужой дом.

Обычно детей кормили грудью до 3 - 4 лет, если в течение этого времени в семье не появлялись новые дети. Известны случаи, когда грудью кормили до 7 - 8 лет, но они встречались редко, и такие дети, как правило, высмеивались сверстниками.

В тех случаях, когда у матери не было молока, ребенка поили неразбавленным коровьим молоком. Для этого изготавливали специальный рожок, соску, сделанный из рога коровы. Его тщательно промывали, очищали, выскребали изнутри ножом. Узкий конец рога срезали и к нему прикрепляли, привязывали кусок кожи барана, взятый с живота (там, где кожа у барана нежнее, тоньше и меньше волосяной покров), или вывернутый сосок коровы, кожу теленка. Такой вид соски, основой которой служил рог коровы, назывался умчу. Подобные хакасским рожки мы встречаем у многих народов Сибири, в том числе у русских и украинских переселенцев, у старожилов. Соска рожка не должна быть грубой, поэтому хакасы через день смазывали жиром и мяли руками кожу, чтобы она не задубела. Старожилы хранили такую соску в миске с водой.

Норма молока зависела от возраста, для младенца рожок наполнялся примерно наполовину, а когда ему исполнялся год, то доверху. Считалось, что если ребенок не выпьет до конца все молоко, то он нездоров. Иногда ребенок отказывался брать в рот рожок, тогда его прикладывали к груди (даже если в груди не было молока), а сверху мать поливала на грудь тоненькой струйкой из ложки молоко так, чтобы оно попадало в рот. Вместо молока в рожок могли налить жидко сваренный потхе (для взрослых его варили на сметане, а для ребенка — на молоке) или жидкий суп. Если у матери не было молока, то иногда ребенка носили к другой женщине, у которой было достаточно молока, чтобы выкормить двух детей. Такая женщина почиталась ребенком всю жизнь и считалась его второй матерью.

Детей начинали прикармливать с раннего возраста, иногда даже со следующей недели после рождения. Варили кусок курдючного сала (хой хузург, т. е. «овечий курдюк»), и давали ребенку сосать его, насадив предварительно на достаточно длинную, гладко обструганную палочку (чтобы не проглотил). Подобную соску ребенок мог сосать в течение недели. Считалось, что сало смягчает сердце ребенка и не позволяет ему зачерстветь; впоследствии он будет ласковым и добрым человеком [Бутанаев В.Я., 1988. С. 218], а мальчик, сосущий хой хузург, будет сильным и выносливым. Тувинцы считали, что соска из куска курдюка обеспечит ребенку счастье и благосостояние [Соломатина С.Н., 1988. С. 122]. Помимо такой соски из курдючного сала, младенцу давали сосать хасханах — толстую кишку барана, вывернутую наизнанку, жиром наружу. Ее также варили и насаживали на палочку. Прикармливали хлебом или печеньем, для чего продукт размачивали в воде, молоке или чае, заворачивали в тоненькую тряпочку и давали сосать.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Этнические особенности коренных народов
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относят ...

Музыкально-общественный деятель Ахмет Жубанов
1906-1968 Жубанов Ахмет Куанович композитор, музыковед, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Жубанов учился в Ленинградском музыкальном техникуме им. М.И.Глинки (по классу скрипки А.А.Этигона) и в консерватории им. Н.А.Римс ...

Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...