Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 1

Организующим началом в духовной жизни крестьян стали община и семья, так как сами эти институты были полифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и прочее), но являлась первичным и основным производственным коллективом. В общине объединялись функции производственного коллектива, соседской и конфессиональной общности, административной единицы. В ней происходило удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей общинников.

Вполне достоверных документальных сведений, по которым можно было бы судить об общине, а, следовательно, и об общинном быте удмуртов в XV-XVI вв., у нас нет. Наиболее ранние типы соседской общины удмуртов, известные нам, это община – доля у северных удмуртов и сотенная организация - у южных. И сотня, и доля решали все наиболее важные в жизни крестьянства вопросы: раскладку податей, посылку челобитчиков в различные инстанции, выбор сотников, старост, целовальников, сборщиков податей и т. д. 3десь же на мирских советах на основе обычного права решались вопросы, связанные с хозяйственной и бытовой жизнью крестьянства, совершался суд по делам о мелких кражах, ссорах, драках, взаимоотношениях между супругами. В отличие от мирских сходов северной доли, мирские советы на юге Удмуртии строго регламентировали и контролировали все поземельные дела. Община отводила определенный участок каждому крестьянскому хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужских душ; покушение на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирских властей строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат крестьянского управления. Мнение и слово стариков в общественном быту удмуртов были особенно весомыми в силу традиционности всего общественного уклада. Огромную регулирующую роль в соблюдении норм деревенского общежительства играло общественное мнение, а также крестьянский суд, основывавшийся на обычном праве. Удмуртское крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко сохраняло представления о принадлежности к определенным родовым группам (воршудам) и помнило их названия (Можга, Поска, Венья и т.д.). О былом родовом единстве свидетельствовали родовые кладбища, родовые моления, единые бортные пятна, тамги, которыми помечались лесные делянки, прясла полевых изгородей, бортные деревья, сельскохозяйственный инвентарь.

На всем протяжении феодального периода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один из традиционных общественных институтов - крестьянская взаимопомощь. С помощью помочей выполнялась жатва, сенокос, вывозка навоза, битье глиняных печей, строительство дома и других хозяйственных построек; формой коллективной взаимопомощи являлись "супрядки", весеннее мытье изб, мытье пряжи и т. д. Помочи играли существенную хозяйственную и нравственную роль, как одна из форм коллективных работ, где вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколенной трансляции производственные приемы и навыки, происходил обмен эмпирическими знаниями и наблюдениями. Общественное мнение на помочах выделяло лиц, наиболее успешно овладевших тем или иным приемом, осуждало и высмеивало неловкость, небрежность или неприемлемые новшества. Здесь складывались этика крестьянского труда, формировались и закладывались нормы общежительства. Можно сказать, что помочи были формой народного эстетического воспитания и приобщения к разным видам народного творчества (как в процесс е труда, так и в пиршестве после него): музыкальному, устному, хореографическому. В вопросах воспитания молодежи в деревне действовал неписаный моральный кодекс, правила которого в общественном быту внушались с раннего возраста. От детей и молодежи требовалось полное послушание, вежливость, исполнительность. Быть, как все, не выделяться среди других, почитать взрослых, проявлять долготерпение и выносливость - вот немногие из заповедей, красной нитью проходящие через народную педагогику удмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь была обязана здороваться первой, первыми кланялись и богатому. Крепко сохранялись традиции гостеприимства. Общественное мнение осуждало отступления от установившихся обычаев. Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось в полной мере.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века
Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения по шаманству эвенков, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке, такие ...

Свято-Екатерининский кафедральный собор
Из общей истории Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани. Реш ...

Пушкин на Южном Урале
урал пушкин краеведческий Главной целью классного часа является, используя историко-художественный потенциал региона, создать условия для формирования национального самоопределения личности, дать историко-культурный портрет Южного Урала ...