Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 1

Организующим началом в духовной жизни крестьян стали община и семья, так как сами эти институты были полифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и прочее), но являлась первичным и основным производственным коллективом. В общине объединялись функции производственного коллектива, соседской и конфессиональной общности, административной единицы. В ней происходило удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей общинников.

Вполне достоверных документальных сведений, по которым можно было бы судить об общине, а, следовательно, и об общинном быте удмуртов в XV-XVI вв., у нас нет. Наиболее ранние типы соседской общины удмуртов, известные нам, это община – доля у северных удмуртов и сотенная организация - у южных. И сотня, и доля решали все наиболее важные в жизни крестьянства вопросы: раскладку податей, посылку челобитчиков в различные инстанции, выбор сотников, старост, целовальников, сборщиков податей и т. д. 3десь же на мирских советах на основе обычного права решались вопросы, связанные с хозяйственной и бытовой жизнью крестьянства, совершался суд по делам о мелких кражах, ссорах, драках, взаимоотношениях между супругами. В отличие от мирских сходов северной доли, мирские советы на юге Удмуртии строго регламентировали и контролировали все поземельные дела. Община отводила определенный участок каждому крестьянскому хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужских душ; покушение на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирских властей строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат крестьянского управления. Мнение и слово стариков в общественном быту удмуртов были особенно весомыми в силу традиционности всего общественного уклада. Огромную регулирующую роль в соблюдении норм деревенского общежительства играло общественное мнение, а также крестьянский суд, основывавшийся на обычном праве. Удмуртское крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко сохраняло представления о принадлежности к определенным родовым группам (воршудам) и помнило их названия (Можга, Поска, Венья и т.д.). О былом родовом единстве свидетельствовали родовые кладбища, родовые моления, единые бортные пятна, тамги, которыми помечались лесные делянки, прясла полевых изгородей, бортные деревья, сельскохозяйственный инвентарь.

На всем протяжении феодального периода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один из традиционных общественных институтов - крестьянская взаимопомощь. С помощью помочей выполнялась жатва, сенокос, вывозка навоза, битье глиняных печей, строительство дома и других хозяйственных построек; формой коллективной взаимопомощи являлись "супрядки", весеннее мытье изб, мытье пряжи и т. д. Помочи играли существенную хозяйственную и нравственную роль, как одна из форм коллективных работ, где вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколенной трансляции производственные приемы и навыки, происходил обмен эмпирическими знаниями и наблюдениями. Общественное мнение на помочах выделяло лиц, наиболее успешно овладевших тем или иным приемом, осуждало и высмеивало неловкость, небрежность или неприемлемые новшества. Здесь складывались этика крестьянского труда, формировались и закладывались нормы общежительства. Можно сказать, что помочи были формой народного эстетического воспитания и приобщения к разным видам народного творчества (как в процесс е труда, так и в пиршестве после него): музыкальному, устному, хореографическому. В вопросах воспитания молодежи в деревне действовал неписаный моральный кодекс, правила которого в общественном быту внушались с раннего возраста. От детей и молодежи требовалось полное послушание, вежливость, исполнительность. Быть, как все, не выделяться среди других, почитать взрослых, проявлять долготерпение и выносливость - вот немногие из заповедей, красной нитью проходящие через народную педагогику удмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь была обязана здороваться первой, первыми кланялись и богатому. Крепко сохранялись традиции гостеприимства. Общественное мнение осуждало отступления от установившихся обычаев. Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось в полной мере.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Согласно древним обычаям, на соро ...

Административно-законодательные условия, в которых находилась Смоленкая епархия с 1943 г.
«Правовое положение Русской Православной Церкви в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны определялось постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. О религиозных объединениях», которое, хотя и подвергалось в дальнейше ...

Структура цыганской общины
Социальная структура цыганской общины - это практически структура касты. Поскольку традиционная форма социальной организации лучше всего сохранилась у цыган-лудильщиков (кэлдэраров), будет правильным рассматривать её функцирование именно ...