Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 3

В летне-осеннюю страду объем мужских и женских работ резко увеличивался. Целыми семьями занимaлись сенокосом, уборкой урожая. В деревне оставались только старики и дети. Но и они не оставались без работы: заготавливали лекарственные травы, ягоды, грибы, носили обеды в поле, следили за птицей, пололи огороды и т.д. Времени для отдыха оставалось немного. Крестьянин мог отвлечься от трудовых забот во время традиционных аграрных празднеств и жертвоприношений (весенне-летних, осенне-зимних). Большое оживление в монотонный трудовой ритм вносили семейно-бытовые обряды, особенно свадьбы. С принятием христианства широко праздновались религиозные праздники: рождество, масленица, пасха, святочное ряжение и другие, которые в основном наложились на традиционную аграрную обрядность. Отдельные обряды или их элементы осуществлялись в рамках или всей общины, или внутри семей и групп родственных семей, или в различных половозрастных группах, но так или иначе они разворачивались на "миру", подвергались общественному контролю и мнению. Традиция регулировала поведение членов общины и являлась составной частью в системе ценностей народной культуры.

Роль общины и семьи как институтов в организации и развитии традиционной духовной культуры крестьянства тесно связывалась с их ролью в воспитании подрастающего поколения. Социализация детей происходила в соответствии с необходимостью наследования общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду. В народе всегда подчеркивалось, что воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, учитывая при этом возрастные особенности детей. На первых порах основным воспитателем являлась семья (в первую очередь мать), по мере взросления детей воспитательные функции все больше брало на себя общество. В отношении мальчиков непосредственная роль воспитателя переходила к отцу. Общая культура народного быта глубоко педагогичной и, несмотря на наличие в ней консервативных, суеверных и невежественных моментов, главное, определяющее в духовной жизни народа шло от труда, душевного таланта, естественности и человечности.

Обрядность.

Устно-поэтическое творчество удмуртского народа характеризовалось богатым разнообразием жанров, среди которых наиболее самобытный пласт представляли жанры, преследующие утилитарно-магические цели - заклинания, заклички, заговоры. Самый большой раздел обрядовой поэзии составляли песни. Сопровождавшие календарные и семейные праздники, они отразили магическое отношение людей не только к слову, но и к мелодии. К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтических приемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала в обрядовых песнях свидетельствует уже о росте индивидуального самосознания в крестьянской среде. Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека, к его радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.

Необрядовый раздел фольклора включал в себя несказочные и сказочные прозаические произведения. В первую группу входили различные виды преданий, былички, во вторую все виды сказок. Характерной особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем не выделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный сплав волшебных сюжетов с социaльными (реальность, бытовизм, жизненность) больше напоминали авантюрный или сатирический рассказ.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Кимоно: история возникновения
История японского костюма тесно связана с общественно-политическим и экономическим развитием общества. Процесс формирования японского костюма можно разделить на пять основных периодов [18]. Первый: с древности до XII в. Это период появле ...

Городской комплекс
Верхнеудинск (ныне столица Бурятии город Улан-Удэ), возникший в 1666 году при впадении уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и в 1775г. Стал именоваться городом. В начале 19 века он был вторым после Кяхты крупным населенным пунк ...

Дольменная археологическая культура
Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дол ...