Культурное развитие Енисейской губернии в 20-60-е гг. XIX века

Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. Декабристы обучали детей (Давыдов, Киреев, Беляевы), помогали юридическими советами местным жителям (С. Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (Спиридов, Беляевы, Фаленберг, Фролов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Бобрищевы-Пушкины, Давыдов, Шаховской, Митьков, Спиридов), занимались литературой (Давыдов, А. П. Беляев), научной деятельностью (Митьков, Шаховской, Якубович). Своей деятельностью декабристы будоражили тогдашний патриархальный быт, побуждали всех честных людей задуматься над социально-культурными вопросами. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для образования в складывающейся местной интеллигенции.

Настоящим культурным очагом в Красноярске, куда тянулось все лучшее, был дом декабриста В. Л. Давыдова. Давыдов с женой создал домашнюю школу, куда ходили и дети близких друзей. Богатая домашняя библиотека Давыдовых стала по существу публичной городской библиотекой.

На заре капиталистической эры в Сибири стал отчетливее проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и трудящихся. Богачи и крупные чиновники переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. С 30-х гг. на центральных улицах губернского, а позже и окружных городов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей.

Об усложнении духовной жизни и самосознания красноярцев свидетельствует и появление в губернском центре первых памятников. В Красноярске на Покровской горе, на месте караульной вышки казаков XVII в. вместо простого креста в 1855 г. на деньги золотопромышленника П. И. Кузнецова поставили каменную часовню, обозначавшую как бы символическую братскую могилу всех погибших красноярцев в первый, боевой период жизни города-острога.

Похожие материалы:

Ландшафтно-топографическая и топографо-климатическая характеристика местообитания манси в XVIII-XX веках
Первоначально очертим современные границы распространения манси в XVIII-XX вв., когда достоверно известно, что подразумевается под термином «манси». В русских документах XVI века манси перечислены по рекам Чусовая, Тагил, Нейва, Кокуй, Б ...

Антропологическая характеристика
Демография В 2003 г. в Саудовской Аравии проживало 24 293 тыс. чел., в т.ч. 5576 тыс. иностранцев. С момента первой переписи, проведенной в 1974, численность населения возросла в 3 раза. В 1990–1996 среднегодовой прирост населения состав ...

Свадебная обрядность и праздники в традиции с. Улаклы
В исследовании быта греческого населения Приазовья первостепенную роль играет изучение народной обрядности. Праздники и обряды представляют собой важнейший компонент духовной жизни. В них находят отражение многие стороны общественно-эконо ...