Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 2

Общественный характер носило в деревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы, каждая из которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших в хозяйственных делах, в свободное от работы время молодые люди были довольно свободны. Летом - "улица" или хоровод (в широком смысле этого понятия, включающего весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом), а зимой - посиделки (с работой и праздничные) были для всей молодежи школой приобщения к богатым истокам народной культуры: музыке, фольклору, хореографическому и театральному и даже изобразительному, если учесть, что художественная отделка праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась оценке на этих встречах. Повседневными домашними делами распоряжалась жена главы семьи. Она ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы между женщинами, обучала младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняли все работы по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей, уход за которыми было делом мужчин), готовили ткани, шили одежду, воспитывали детей, а также выполняли огородные и полевые работы. "Большуха" была советчицей мужа в его хозяйственных делах, а временами и самостоятельно вела хозяйство. В то же время в случае смерти главы семьи его жена не наследовала власть. Права и обязанности старшего, как правило, переходили мужчине - старшему сыну или брату. Лишена была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным для неразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов старшим, женщин - мужьям, детей - родителям. Родители решали вопрос о браке взрослых детей, выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавали дочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Менее скованы патриархальными отношениями были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в определенной зависимости от мужа, она все же не испытывала давления со стороны старшего поколения. Взаимоотношения супругов во многом зависели от их характера, но в основном определялись теми же традиционными нормами. Как большие неразделенные, так и малые семьи, составляли самостоятельные хозяйственные единицы, каждый член которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось удмуртами. При заключении брака смотрели, чтобы не только сочетающиеся браком, но и их семьи были трудолюбивыми. Ценилась та хозяйка, которая отличалась выносливостью, физической силой, так как от ее здоровья, навыков и умения хозяйничать во многом зависело благосостояние семьи. Распорядок дня и характер трудовой деятельности крестьянских семей различался по временам года. В деревне всегда вставали рано, не позднее пяти часов. Раньше всех обычно поднимались старшие члены семьи и та из снох, чья очередь наступала хозяйствовать по дому. Женщины топили печь, пекли хлеб, готовили завтрак, доили коров, кормили скотину. Мужчины ухаживали за лошадьми. К восьми часам вся семья была уже на ногах, начинался завтрак. Обедали в полдень, ужинали в 18-19 часов. Весь день проходил в работе. Каждый занимался положенным делом. Зимой женщины очень много пряли, ткали, вязали, спать ложились позже всех. Кроме ежедневных домашних дел женщины после окончания полевых работ убирали картофель и овощи, помогали мужчинам в молотьбе хлеба. В ноябре проходил массовый забой скота, который был делом мужчин, но разборкой и промывкой внутренностей занимались женщины. Мужчины занимались молотьбой хлеба, ездили на мельницу, заготовляли дрова и строительный материал. Дети и холостая молодежь помогали взрослым. Старики плели корзины, лапти, вили веревки, занимались починкой утвари. Весной мужчины готовились к весеннему севу. Во второй половине - конце мая заканчивалась пахота и сев и до сенокоса мужчины занимались в основном строительными и ремонтными работами. Женщины выполняли огородные работы, стригли овец, помогали мужчинам в полевых работах. В малых семьях выполнялись те же трудовые процессы, но объем их был меньше. В то же время супругам приходилось выполнять более разнообразные виды работ.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Календарный обрядовый фольклор в эпоху социализма и постсоветской истории
С приходом к власти партии большевиков календарные и религиозные обряды оказались в состоянии блокирования и запрета. Развернувшаяся под руководством партийных органов антирелигиозная пропаганда была направлена на воспитание у населения а ...

И.М. Удовиченко – Герой СССР
Мы гордимся, что в нашем селе родился и жил Герой Советского Союза И. М. Удовиченко. Война приближалась к концу. Советские войска уже громили врага на его земле. Вместе со своим полком И.Удовиченко участвовал в штурме Кенигсберга. 24 март ...

Русская свадьба в контексте мировой культурной традиции
Контекстом для изучения русской свадьбы можно считать древнейшие свадебные обряды, которые формировались в различных географических точках, но, помимо естественных различий, имели сходные черты. В предварительном обзоре показаны основные ...