Система отношений в традиционной удмуртской общине

Страница 2

Общественный характер носило в деревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы, каждая из которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших в хозяйственных делах, в свободное от работы время молодые люди были довольно свободны. Летом - "улица" или хоровод (в широком смысле этого понятия, включающего весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом), а зимой - посиделки (с работой и праздничные) были для всей молодежи школой приобщения к богатым истокам народной культуры: музыке, фольклору, хореографическому и театральному и даже изобразительному, если учесть, что художественная отделка праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась оценке на этих встречах. Повседневными домашними делами распоряжалась жена главы семьи. Она ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы между женщинами, обучала младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняли все работы по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей, уход за которыми было делом мужчин), готовили ткани, шили одежду, воспитывали детей, а также выполняли огородные и полевые работы. "Большуха" была советчицей мужа в его хозяйственных делах, а временами и самостоятельно вела хозяйство. В то же время в случае смерти главы семьи его жена не наследовала власть. Права и обязанности старшего, как правило, переходили мужчине - старшему сыну или брату. Лишена была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным для неразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов старшим, женщин - мужьям, детей - родителям. Родители решали вопрос о браке взрослых детей, выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавали дочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Менее скованы патриархальными отношениями были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в определенной зависимости от мужа, она все же не испытывала давления со стороны старшего поколения. Взаимоотношения супругов во многом зависели от их характера, но в основном определялись теми же традиционными нормами. Как большие неразделенные, так и малые семьи, составляли самостоятельные хозяйственные единицы, каждый член которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось удмуртами. При заключении брака смотрели, чтобы не только сочетающиеся браком, но и их семьи были трудолюбивыми. Ценилась та хозяйка, которая отличалась выносливостью, физической силой, так как от ее здоровья, навыков и умения хозяйничать во многом зависело благосостояние семьи. Распорядок дня и характер трудовой деятельности крестьянских семей различался по временам года. В деревне всегда вставали рано, не позднее пяти часов. Раньше всех обычно поднимались старшие члены семьи и та из снох, чья очередь наступала хозяйствовать по дому. Женщины топили печь, пекли хлеб, готовили завтрак, доили коров, кормили скотину. Мужчины ухаживали за лошадьми. К восьми часам вся семья была уже на ногах, начинался завтрак. Обедали в полдень, ужинали в 18-19 часов. Весь день проходил в работе. Каждый занимался положенным делом. Зимой женщины очень много пряли, ткали, вязали, спать ложились позже всех. Кроме ежедневных домашних дел женщины после окончания полевых работ убирали картофель и овощи, помогали мужчинам в молотьбе хлеба. В ноябре проходил массовый забой скота, который был делом мужчин, но разборкой и промывкой внутренностей занимались женщины. Мужчины занимались молотьбой хлеба, ездили на мельницу, заготовляли дрова и строительный материал. Дети и холостая молодежь помогали взрослым. Старики плели корзины, лапти, вили веревки, занимались починкой утвари. Весной мужчины готовились к весеннему севу. Во второй половине - конце мая заканчивалась пахота и сев и до сенокоса мужчины занимались в основном строительными и ремонтными работами. Женщины выполняли огородные работы, стригли овец, помогали мужчинам в полевых работах. В малых семьях выполнялись те же трудовые процессы, но объем их был меньше. В то же время супругам приходилось выполнять более разнообразные виды работ.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии
Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии), написанное во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом к Собору Русской Православной Церкви 1547 года (на этом Соборе угодники Божии были причислены к сонму общерусских с ...

Историческая справка
В 1681 г. из Албазина в устье Амура прошел отряд из 18 казаков под командованием Сенотрусова. 8 декабря 1858 г. по инициативе губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского на основании Высочайшего Указа из ча ...

Лауреат премии Курмангазы Урастаева Галина Джумабаевна
На праздничной сцене Астраханского драматического театра губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин вручал ей премию имени Курмангазы Сагырбаева в области культуры. Среди десятка награжденных по другим номинациям она сразу выделялась ...