Домонгольский период

Страница 8

Название третьего города у ал-Мукаддаси Д.А. Хвольсон не смог разобрать, а известный ориенталист И.Ф. Готвальд прочитал согласно правилам арабской орфографии как «Хадар».

В этом «Хадаре» можно увидеть город Итиль, столицу Хазарии, вернее, его восточную часть. Во-первых, хадар можно произнести и как Хазар, ибо в тюркской речи эти звуки не различаются (например, Ибн Фадлан и он же Ибн Фазлан). В некоторых источниках восточная часть Итиля называется или Хазаран (у Ибн Хаукала), или даже Хазар (у самого ал-Мукаддаси). Во-вторых, слова Мукаддаси о том, что жители Х.д.р. вначале были иудеями, а затем стали мусульманами, указывают на Итиль – единственный крупный мусульманский город Восточной Европы, где значительную часть населения составляли иудеи, которые вместе с мусульманами, христианами и язычниками жили и в его восточной части. Эти два важнейших момента, думается, говорят в пользу Итиля – Хазарана (Итиля – Хазара). Слова ал-Мукаддаси «на одном берегу другой реки» соответствует топографии Хазарана, расположенного именно на одном берегу. А рукав в дельте Волги, где находится Итиль, представляет «другую реку» по отношению к руслу самой Волги, на берегу которой выше по течению лежал Болгар. Упоминание о море (Каспий) и о том, что этот город больше Болгара и Сувара, также свидетельствует об Итиле – Хазаране. Может возникнуть вопрос, почему же Итиль (Хазаран) был отнесен к болгарам, назван третьим болгарским городом? Здесь представляет интерес сообщение самого ал-Мукаддаси, связавшего Болгар и Сувар с хазарами: «Столица их (хазар – Р.Ф.) называется Итилем. К городам этой страны принадлежат и Болгар, Семендер, Сивар (Сувар), Хамлидж, Беленджер и Бейда». Он, естесственно, писал о том периоде, когда Болгария находилась под протекторатом Хазарии. Это подчеркнуто самим автором: Болгар и Сувар, пишет он, платят лишь дань. Наконец, приведем перевод текста Мукаддаси, сделанный И.А. Карауловым: «Жители города Хазар (Итиль) одно время ушли на побережье, но теперь они уже возвратились и уже больше не иудеи, а мусульмане».

Что касается рассказа ал-Мукаддаси о Болгаре (он лежит на обоих берегах реки; строения там из дерева и камыша; ночи которкие; главная мечеть на рынке; город принадлежит мусульманам; он находится ближе к морю, чем к столице или чем столица), который приводил в недоумение ряд историков и археологов, то он возник в результате смешения сведений о Болгаре со сведениями об Итиле, что справедливо подчеркнуто Заходером.

Из других авторов X века Болгар упомянут ал-Масуди в работе «Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джавахир», написанной в 947 году. Правда, Масуди помещает город Болгар на берегу Азовского моря, а волжских болгар иногда путает с дунайскими, но значительная часть его сведений о болгаре имеет отношение к волжским болгарам. «Булгары составляют великий, могущественный народ, который подчинил себе все соседние с ним народы…Царь булгар в наше время, а это 332 (943 –944 гг.) – мусульманин. Он стал мусульманином во время ал-Муктадира биллахи после 310 (921 –922 гг.)… У них соборная мечеть».

Масуди говорит о караванах, которые постоянно ходят с товарами из Болгарии в Ховарезм[16] и наоборот, причем они, однако не должны защищаться от кочевых тюркских племен, через страны которых должны проходить… он упоминает о хазарских и булгарских кораблях, плавающих по средней Волге, выше устья Камы, по-видимому, с торговой целью. Из земли буртасов, продолжает он, живущих около этой реки, вывозят меха черных и красных лисиц, которые и называются буртасскими. Эти меха, особенно черные, иногда стоят больше 100 динаров за штуку, красные дешевле. Арабские и персидские цари считают эти черные меха выше куньего, собольего и другого меха и делают из них шапки, кафтаны и шубы, так что почти нет царя, не имеющего шубы или кафтана с подкладкой из мехов черных лисиц.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Устное народное творчество и письменная литература
Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, ...

Гипотеза о куманском (кыпчакском) происхождении гагаузов
В своих ранних научных исследованиях одним их первых этой гипотезы стал придерживаться видный чешский историк Константин Иречек. В более поздней своей работе «Das Fiirstenthum Bulgarien« (Prag - Wien - Leipzig, 1891, s. 144-150) автор вы ...

Организация и ведение КСБА
КСБА создается как специализированная часть СБА центральной библиотеки с целью максимально полного раскрытия состава и содержания всех видов краеведческих документов и местных изданий. КСБА ЦБ отражает: Ø материалы о крае в целом, ...