Домонгольский период

Страница 3

По мере укрепления Булгарского государства расширяется и подвластная ему территория. Границы Волжской Булгарии доходят на юге до Самарской луки и Жигулевских гор, на западе до Суры, на севере – до рек Меша и Казанка, на востоке – через реку Агидель до Уральских гор. На северо-западе границы страны протянулись до реки Оки. (Приложение 2)

Так появляется на карте Восточной Европы Булгарское государство. Прошло совсем немного времени, и слава о нем распространилась далеко за ее пределами.

Ценнейшие сведения о городах Волжской Булгарии, в первую очередь о Болгаре, дают арабские источники X в. Самое первое упоминание встречается у Ибн Русте, арабский путешественник и географ конца 1Х – начала Х вв. он написал многотомный труд – «Ал-Алак ан-Нафиса» («Дорогие ценности»), от которого в единственном экземпляре сохранился седьмой том, содержащий ценные сведения о волжских булгарах. Эти сведения Ибн Русте, скорее всего собрал у побывавших на Волге купцов и путешественников, так как сам не совершал специальных поездок в эти края. Он пишет: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское [Каспийское] и прозывается Итиль [Волгою], протекая между землями хазарской и славянской. Царь болгар, Алмуш по имени, исповедует ислам. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут.

Болгары делятся на три отдела: один отдел зовется берсула, другой – эсегель, а третий – болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же ступени.

Хазары ведут торг с болгарами; равным образом и Русь привозит к ним свои товары. все из них [т.е. русов], которые живут по обоим берегам помянутой реки, везут к ним [т.е. к болгарам] товары свои, как-то: меха собольи, горностаевы, беличьи и другие.

Болгары – народ земледельческий и возделывает всякого рода земляной хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие.

Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами[1] и имамами[2]. Те же из них, которые пребывают в язычестве, повергаются ниц перед каждым знакомым, которого встречают.

Болгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение.

Подать царю своему платят они лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет себе по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берут с них пошлину, десятую часть товаров.

Одежда их похожа на мусульманскую; равным образом и кладбища их как у мусульман. Главное богатство их составляет куний мех. Чеканенной монеты своей нет у них; звонкую монету заменяют им куньи меха. Каждый мех равняется двум дирхемам с половиною. Белые [серебряные], круглые дирхемы[3] привозят к ним из стран мусульманских, путем мены за их товары».

Ал-Балхи, выдающийся представитель школы классической географии, также оставил некоторые ценные сведения о булгарах: «Булгар – имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть… дома деревянные, и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам…Внешний Болгар есть маленький город, не занимающий большого пространства и известный тем, что он есть главнейший торговый пункт этого государства…» Это известие содержится в сочинении ал-Балхи, известном под различными названиями («Сувар ал-экалим», «Ашкал ал-билад», «Таквим ал-булдан») и написанном в 920–921 гг. (308–309 гг.х.). выражение «Внешний Болгар» некоторыми исследователями было понято буквально, и на этой основе возникла гипотеза о двух Булгарах в X в. Но, как видно из приведенного текста, ал-Балхи пишет об одном Болгаре. К тому же в другом месте он отметил: «От Итиля до Болгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». Следовательно, Болгар располагался на волге – единственном водном пути между ним и городом Итилем. По поводу «внешнего Болгара» Б.Д. Греков и Н.Ф. Калинин высказывали мысль о том, что под ним подразумевался Ага-Базар – торговую пристань Болгара на Волге. Расстояние от Ага-Базара до Болгара около 7 километров, а до Билярского городища – около 100 километров. Что же касается ал-Истахри и Ибн Хаукала, дальнейшими компиляторами ал-Балхи, то они ни о каком «внешнем» Болгаре не писали, а отметили лишь следующее: «Внутренние булгаре же суть христиане и мусульмане» (Ибн Хаукал).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Культура и быт XVII – первой половины XVIII века в Тульском крае
Особенности административного деления. Города, уезды и волости Тульского края в XVII в. еще не были объединены административно. Они относились к разным «краям». К разным епархиям – церковным округам – относились тогда и местные церкви и ...

Физико-географическое положение региона исследования
Климат В соответствии с климатическим районированием по М.И.Будыко (1960), в основу которого положено отношение количества выпавших осадков к испаряемости (2,88), сумма температур воздуха за период с температурой 10 градусов, средняя тем ...

Cовременное состояние Владивостокской крепости
30 октября 1996 года во Владивостоке, на территории крепостной батареи Безымянная, был открыт музей, посвящённый истории Владивостокской крепости. Музей "Владивостокская крепость" - уникальная особенность столицы Приморского кр ...