Домонгольский период
На берегу полноводной Волги в 30 километрах ниже от устья Камы расположен один из замечательных памятников прошлого – Болгарское городище, – столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы.
Долгое время городище оставалось загадочным памятником истории. Руины каменных зданий свидетельствовали о былом величии города. Первые описания и обмеры городища относятся к началу XVIII в. 2 июля 1722 г. датируется «Подлинный его императорского величества указ за приписанием собственныя его величества руки», фактически положивший начало охранным работам в Болгаре. Распоряжения Петра 1 касались починки Большого минарета и перевода текста намогильных камней. Реликтовый памятник природы – Иерусалимский овраг – современник того, что было…
Все, что было, не исчезает бесследно.
Когда же образовалась Волжская Булгария? И кто такие болгары и откуда они пришли в наши края?
Район расположен в западной части Западного Закамья и граничит с востока с Алькеевским и Алексеевским районами Татарстана, с юга – с Ульяновской областью, с запада и севера омывается Волгой и Камой. Местность здесь ровная, рассеченная в восточной части долинами рек Бездна и Актай, а в южной части долиной реки Утка. Особенностью географии является обширная пойма при слиянии Камы и Волги с заливными лугами, старичными рукавами и озерцами, затопленная сейчас водами водохранилища.
Первые люди в бассейне Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху палеолита – древнего каменного века – около 100 тысяч лет назад. Их древнейшее стойбище обнаружено у нас в Татарстане в Тетюшском районе, на правом берегу Волги. Отдельные стойбища известны также выше по Каме за пределами нашей республики. Люди этой эпохи известны в науке под названием неандертальцев: по своему развитию они занимали промежуточное звено между древнейшими обезьянолюдьми и современным человеком. Неандертальцы – это первые охотники; они пользовались грубыми и примитивными орудиями труда из камня – рубилами, скребками, примитивными ножами, умели пользоваться огнем. Жили они небольшими группами, коллективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. В начале 1 тысячелетия до н.э. появились орудия труда и оружие из железа, довольно быстро вытеснившее бронзовое. Ранний железный век на территории нынешнего Татарстана и в прилегающих районах представлен несколькими небольшими археологическими культурами. В VIII–III вв. до н.э. почти на всем Поволжье и Прикамье обитали племена ананьинской культуры, названной от современного села Ананьино Елабужского района, возле которого исследован большой и богатый памятник этой культуры. Период ананьинской культуры – это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами, вплоть до южного античного мира.
Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, оставивший после себя именьковскую археологическую культуры. Она названа так по имени села Именьково Лаишевского района на правом берегу Камы, возле которого исследовано большое городище этой культуры. Время существования именьковской культуры – IV–VIII вв. н.э. Это период сложных этнических перемен в крае, вызванных значительным включением в состав населения древнего Татарстана тюркоязычных племен, пришедших с юго-востока в результате известного многим Великого переселения народов (IV–VII вв.), который был вызван следующими причинами:
· Усиление имущественного и социального неравенства.
· Резкое изменение климата.
· Ограниченность природных ресурсов лесной, отчасти лесостепной зоны континента.
· Давление шедших с Востока степных кочевников.
Эти исторические события начались с гуннов. Гунны – это тюркоязычные кочевые племена, известные с 1Х в. до н.э. под названием хунну, проживавшие в нынешней Центральной Монголии и в Северном Китае. Со временем у них были нарушены родоплеменные отношения. Все более обострялись внутренние противоречия, и кочевое государство разделилось на две части: южные хунну остались на своей земле, а северные, которые позднее стали известны под названием гунны, ушли в Семиречье – в современные киргизско-казахские степи. Часть из них осталась там, а другая, большая часть, продолжила свой путь далее на запад, на Южный Урал.
Похожие материалы:
Первый спас
Народное название праздника православной церкви, посвящённого Иисусу Христу – Спасителю (Спасу), который отмечается 1/14 августа.
В церковной традиции в этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста ...
Воспитание детей у хакасов
В традиционной культуре хакасов (как и во многих других традиционных обществах) воспитание детей не было четко закреплено в каких-либо нормах. Оно было органично включено в образ жизни народа.
С 5 - 6 лет мальчика уже сажали на коня, выб ...
Цыганский дом
Теперь мы рассмотрим устройство традиционного для цыган жилища – цыганского шатра.
Ландшафт влияет и на тип шатра. Ошибочно думать, что цыгане повсюду раскладывают палатки одинаково.
В Афганистане ставится даже не шатёр, а «распластанны ...