Обряды, связанные с рождением ребенка

Страница 4

Сразу после изготовления колыбели ребенка в нее не помещали. По представлениям хакасов, «жилище» для ребенка сначала нужно обжить. Обряд обживания символизировался помещением на некоторое время в колыбель щенка или кошки. После раскачивания люльки, обычно до трех раз, щенка вываливали из нее, и только после этого колыбель считалась чистой, освященной, обжитой, охраняемой богиней Умай [Бутанаев В.Я., 1988. С. 214 - 215], в нее укладывали ребенка.

От злых сил колыбель очищали богородской травой (ею окуривали колыбель и пространство вокруг нее) и обмахиванием штанами отца. После этого совершался обряд кормления Умай, приманивания ее в колыбель. Для этого колыбель обмазывали маслом, сметаной или ритуальной кашей потхе.

Обряд очищения, освящения, «обживания» колыбели был широко распространен и у других народов Сибири. Алтайцы, например, перед тем как положить ребенка в колыбель, окуривали ее дымом можжевельника. После этого в нее клали ягненка (козленка) или щенка. По представлениям алтайцев, акт положения ягненка или щенка символизировал жертву духу дерева, из которого была сделана колыбель. Если выяснялось, что дух дерева принимал жертву (животное вело себя спокойно), то ребенок будет расти здоровым. Животное, которое временно побывало в колыбели, становилось священным, его запрещалось забивать на мясо, бить [Тощакова Е.М., 1978. С. 35].

Нередко отдельные предметы имели единство практических и символических назначений. Хвосты птиц, например глухаря, могли служить в качестве игрушки, развлечения ребенка и, одновременно, отпугивали злых духов. Предметы, соединенные с колыбелью, составляли несколько символических групп. Одна из них, как считает С.Н. Соломатина, те, « .которые . использовались для выделения и социализации определенного пространства» [Соломатина С.Н., 1986. С. 150]. На хакасском материале это ветки черемухи, колокольчики, коготь медведя, перья птиц. Следующая группа, состоящая из раковины каури, модели лука и стрелы, модели веретена, символизировала жизненную силу младенца. Последняя определяла установление социальных связей младенца с членами сообщества. В нее входили мелкие подарки и подношения гостей ребенку.

Сама колыбель тоже считалась оберегом. В том случае, когда все дети, выросшие в колыбели, были здоровы, если семья была многодетна, тогда ее передавали другим членам семьи, у которых появлялись дети. Такая колыбель гарантировала сохранение жизни и здоровья ребенка. Строго индивидуальными были лишь амулеты, которые считались собственностью ребенка. Когда ребенок покидал колыбель, все пуговицы, раковины каури, монетки и бусины собирали на прочную нитку и в виде браслета одевали на руку ребенка. Если ребенок часто болел или умирал, то его колыбель уносили подальше от жилища и оставляли там или сжигали и изготавливали новую колыбель.

Таким образом, мы можем видеть, что рядом с ребенком не присутствовало ни одной вещи, которая не обладала бы способностью охранять, защищать жизненность ребенка. Волосы, пуповина, послед, отделенные от тела, сохраняли тем не менее связь с его жизненной силой (кун), если с ними были совершены необходимые обряды. Одежда имела охранные свойства, т. к. была сделана из штанов отца, которые обладали очищающей силой. Колыбель была изготовлена из дерева, которое считалось чистым и являлось преградой для сил, настроенных враждебно к ребенку. Кроме этого, колыбель дополнялась оберегами, задачей которых было, с одной стороны, не дать злым духам проникнуть в колыбель (нож, ножницы, ветка черемухи), а с другой — привлечь и удержать в колыбели покровительницу детей богиню Умай (модели «лук-стрела», «веретено», раковины каури, бусины и т. д.). За пределами дома, где ребенок был недостаточно защищен, его охраняли собственное имя и амулеты, а также знак на лице ребенка, нанесенный угольком, взятым из домашнего очага.

Все перечисленные выше меры предосторожности тщательно соблюдались в отношении детей от младенчества до 7 - 10-летнего возраста. Видимо, хакасы считали, что с возрастом жизненная сила ребенка укрепляется и меньше подвержена воздействию со стороны потусторонних сил.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Основные вехи развития округа и храмового строительства во второй половине XIX в. – в начале XX в.
После смерти главноуполномоченного Нижнетагильскими заводами А.И. Кожуховского в апреле 1853 года и недолгого пребывания в должности главноуполномоченного Е.Н. Поара, Андрей Николаевич Карамзина занимает их место и осенью того же, года вн ...

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского народа начала ХХ-ХXI века.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции навсегда ликвидировала экономические и политические основы социального и национального гнета ногайского народа, создала необходимые предпосылки для всестороннего развития экономики и к ...

Ильин день
День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который отмечался 20 июля (2 августа). Святой пророк Илия (Илья) жил в Галааде в IX веке до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, отчего и получил своё название Илья Фесв ...