Обряды, связанные с рождением ребенка

Страница 1

По представлениям хакасов, женщина во время родов нечиста. Особенно опасными для ребенка и матери были первые несколько дней после родов, т. к. считалось, что злые духи еще в течение нескольких дней присутствуют недалеко от роженицы и младенца. Очень опасным хакасы считали в это время пространство вне дома. В эти дни женщина выходила из дома только в случае острой необходимости и со специальным оберегом. К числу важных оберегов у хакасов относились ветка черемухи, ножницы и нож. Роженице в течение первых трех-пяти дней предписывалось остерегаться посещения других, даже близстоящих, жилищ, общаться с большим количеством людей, избегать любых контактов с посторонними. Ребенка старались вообще никому не показывать некоторое время: по одним сведениям — пока не начнет ходить, по другим — первые два-три месяца. Это было связано с опасением, что люди, недоброжелательно относящиеся к родителям ребенка, или же члены семьи, где не рождались дети, могут сглазить или каким-либо образом украсть его кут — жизненную силу. Младенца старались не выносить за пределы юрты, где он находился под защитой матери огня (от iне) и богини Умай.

Рождение ребенка было радостным событием не только для семьи, но и для рода. Поэтому из этого события не делали тайну, хотя говорить открыто о рождении нового человека остерегались, считая, что эту новость могут услышать не только человек, но и айналар (злые духи). Сообщали об этом иносказательно, например, окружающие могли поинтересоваться, какого пола родившийся, спрашивая: «Стрелок или швея?»; «Перед дров (т.е. мальчик) или зад дров (т.е. девочка)?». Отвечали также иносказательно: «Родился налог (т. е. мальчик)»; «Родилось вино (т.е. девочка, ибо ее пропивали за калым)» [Бутанаев В.Я., 1988. С. 208].

В тот же день, когда рождался ребенок, а иногда и через несколько дней приходили гости на пала той («праздник ребенка»). Отец закалывал овцу, выставлял арага (молочная водка), гости, в свою очередь, тоже могли принести с собой вина. В отличие от обычаев, например, тувинцев, у которых на празднике, посвященном рождению ребенка, присутствовали только женщины (по сведениям В.П. Дьяконовой, на праздники, посвященные рождению ребенка, его имянаречению, приходили и мужчины [Дьяконова В.П., 1988. С. 157]), у хакасов приходили поздравлять родителей и мужчины, и женщины. Выпив вина и произнеся благопожелания для ребенка, гости одаривали его небольшими подарками: это могли быть монеты, бусины, раковины каури, пуговицы и т. д. Иногда гость мог объявить о том, что он дарит ягненка или теленка. Тогда через некоторое время родители вместе с ребенком отправлялись за подарком.

Праздник пала той не всегда проводился. Иногда семья не могла себе позволить этого. А если все-таки родители приглашали гостей, то это происходило, как правило, либо в тот же день, когда родился ребенок, либо через 1 - 4 дня. Если ко времени проведения пала той'я у ребенка отпадала пуповина, то ему могли дать имя на этом празднике. Для угощения закалывали самую жирную овцу, матери давали съесть грудинку, жаренную на углях. Считалось что тогда она будет здорова и сможет выкормить ребенка. Голова овцы полагалась самому уважаемому старику, а лопатки — сватам или родителям мужа. Дяде ребенка по матери (тайы) также подавали один из самых больших и жирных кусков. Он забирал этот кусок мяса к себе домой и, вернувшись, созывал гостей и устраивал праздник в честь рождения своего племянника или племянницы.

Имя ребенку давали на специальном празднике, посвященном наречению имени. Он проводился через некоторое время после пала той'я. В начале этого праздника отец ребенка или повитуха, которая принимала роды, подносили вино в чашке самому уважаемому человеку и просили его дать имя младенцу. После наречения имени вино раздавалось всем присутствовавшим, и тогда гости были обязаны преподнести ребенку какие-нибудь подарки (монеты, раковины каури, пуговицы и т. д.), которые складывались в специальный котел или большую чашу. Монеты складывали отдельно в сундук, и никто не имел права воспользоваться ими, они считались неотъемлемой собственностью ребенка. Пуговицы, бисер и раковины каури привязывались или пришивались к колыбели и служили оберегами и игрушками для него.

Имя ребенка, как уже было сказано, также выполняло охранительную функцию. Как правило, ребенка в семье редко называли по имени. Это происходило из опасения, что враждебно настроенные духи, услышав настоящее имя, могут украсть его душу и тогда ребенок заболеет или умрет. Поэтому ребенка называли или иносказательно, или же словами, которые отражали термины родства, т. е. мать и отец называли ребенка палам («мой ребенок»), сестры и братья — пiчем (если они младше того, к кому обращаются) или тунма (если они старше). Тщательно скрывали имена детей от посторонних людей. Особенно строго запрет произнесения имени ребенка соблюдался с наступлением темноты или в чужой местности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Обряды интеграции ребенка в мир людей
Только что родившийся ребенок, по представлениям хакасов, еще не обладал всеми характеристиками человека. Для того чтобы он обрел этот статус, нужно было ввести его в мир людей. Для этого следовало дать ребенку имя, сшить ему одежду (обяз ...

Священные деревья Крыма
Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Крым, это деревья. Самое особенное дерево Крыма – это кипарис. Он прибыл в Крым из Греции во время Великой греческой колонизации. Кипарис обладает своеобразной формой кроны и плода. Также ...

История первомайского костёла под названием «Возвышенность святого креста»
До 1920 года приход Собакинцы, ныне Первомайск, своего приходского костёла не имела. В то время она относилась к Заболоцкому костёлу, находящемуся в Вороновском районе, и называлась Заболоцко-Собакинский приход. Из-за того, что костёл За ...