Заговорно-обрядовая культура

Страница 2

Чтобы избавиться от козней слабого искали сильного. Колдовскими средствами служили вода, спиртное, шерсть, носовые платки, рубашки и пр.(209) Заговоренные вещи закапывали во дворе жертвы, дарили, оставляли на дороге, не всегда зная, кому они достанутся. Жертва, выпив наговоренную воду или взяв "поклад", могла сделаться "икотницей" (кликушей). Колдун способен сделать "спорченной" любую здоровую женщину и даже мужчину.(217,с.с. 185-189) Икотников отчитывали в церкви или обращались к сильному колдуну. "Пособием" для чародеев служила книга "Петромила". "Из этой . книги он прочитает, бывало и "всякую планиду расскажет, и все, что хошь изделает . Та книга - старая-престарая червями объеденная. И бумага не нонешняя, а как будто кожа гладкая .".(209) Сверхзнание могло явиться магу неожиданно извне.

Старые колдуны, умирая, передавали свою науку родным или даже случайным людям. Для этого достаточно лишь прикосновения руки.

Чернокнижникам приписывалось умение повелевать природными стихиями.

Подозреваемых в бездожии "заложных" покойников и "облакопрогонников" обливали водой, рушили на крышах печные трубы, боясь, что те заморят людей и скотину. (166)

Если колдуны свое порочное ремесло прятали, то знахари лечили открыто: без молитвы и креста к делу не приступали. Читая тайные слова шепотом, полагали, что заговоры потеряют силу, если будут услышаны кем-либо. Среди знахарей были "специалисты" разного профиля. Женские и детские болезни лечили бабки.(84,с.21-37) Мужчины врачевали боли в суставах, пояснице, правили кости, выгоняли лихорадку. Заговорами оберегали домашний скот, останавливали кровь, отвращали от пьянства, лечили порчу и сглаз, болезни желудка, простуду.(269) Знали "тайные слова" от диких зверей, от пули, шашки и копья.(54, с.267) Заговорами регулировали любовно-брачные отношения.(54,с.271) Тайные заклинания помогали посвященным находить подземные клады. В их поисках использовали змей, которых народ считал солярными существами, способными беспрепятственно проникать в подземные царства. В 1901 году корреспондент газеты Кубанские областные ведомости Г.Маликов сообщал, что на хуторе Каменномостском Майкопского отдела появился маг, имевший при себе двух гадюк. Хозяин кормил их хлебными крошками и после остатки пищи доедал. Это стало поводом к заключению, что маг - "шайтан". Чародей занимался раскопками древних курганов. Если раскопка обещала быть успешной, псалтырь и ножницы при прочтении псалма, обращались сами собой на восток. По словам хуторян, труды мага не оказались напрасными. Ему удалось выкопать золото. Никто не решился помешать "археологу", так как тот заранее предупредил, что напустит змей полную хату или выморит скот.(154)

Корни представлений о защитных свойствах заговоров уходят во времена первобытной истории. Простой народ верил, что всякое зло имеет своего царя или царицу и пребывает в глухих местах, где петухи не поют и не ступает нога православного человека. Для народных верований характерна персонификация болезней. Так, из 77 разновидностей лихорадки большинство знахарей лечили лишь семь самых страшных "сестриц", обитающих в сырых местах и появляющихся в полночь. Народная фантазия создала их в облике девушек в белых рубахах и с распущенными волосами.(217, с.с.88-89)

Традиционные формулы заговоров начинались с обращений или требований: "Заря, зарныця, Божа помощныця! Освяти своими лучами орданьску воду". "Гей кынь, нечыстый, из (имя рек) опой, та не будэ ему тоди. Опою ни в ричках, ни в балках, ни в озэрах". (от пьянства)(269)

Заговоры испытали на себе сильное влияние Православия. Знахари обычно начинали и заканчивали лечение словами молитв "Отче наш", "Во имя Отца и Сына и Святого духа". Чудесными спасителями считались святые Петр и Павел, Исаакий, Пантелиймон, Варвара, Екатерина.

Императивные заговоры обращены к объекту воздействия и выражены в повелительном наклонении. Структурная композиция заканчивается требованием. На императиве строятся как зачины заговоров, так и эпическая часть. В общей структуре требование доминирует.

Особенность художественного стиля традиционных заговоров - наличие "сквозного симпатического эффекта" (193,с. 89) - неоднократно повторяющихся эпитетов, используемых для характеристики симпатических средств: "железное", "золотое", "огненное", "белое". " . На том море -океане стоит столб каменный, на том столбе каменном стоит муж каменный, надевает рубашку каменную на раба Божия .". (77) В заговорной поэзии нередко встречается полилогия - ступенчатое строение текста. Один из распространенных мотивов - остановка кровотечения с помощью шитья. Традиционные заговоры содержали запреты, налагаемые на те хозяйственные работы, которые не следует выполнять в воскресенье до восхода солнца. Наказание ждет всех, кто в день отдыха православных рубит дрова или сеет муку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Свято-Екатерининский кафедральный собор
Из общей истории Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани. Реш ...

Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой ...

Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...