Омск как колыбель сибирского областничества

Страница 1

В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сановниками. В атмосфере всеобщей напуганности революционными выступлениями в Европейской России и польским мятежом в в 1867г. в Омске неожиданно открылся заговор с целью отделения Сибири от России и образования самостоятельного государства наподобие Соединенных Штатов Америки. Омск стал как бы колыбелью сибирского областничества. Здесь родился идеолог областничества Николай Михайлович Ядрицев (1842-1891), здесь учился и служил Григорий Николаевич Потанин (1835-1920), с Омском связана биография В.И. Вагин (1823-1900), здесь впервые областники начали пропаганду областнических идей и здесь же власти окрестили их «сепаратистами».

Потанин приехал в Омск в 1846г. где он учился в Сибирском кадетском корпусе. Благодаря И.В. Ждан-Пушкину, превосходно организовавшему учебный процесс в корпусе, будущие офицеры получали не только хорошее образование, но и знание географии того региона, где им предстояло служить. Знания, которые получил Потанин в кадетском корпусе, затем подвигли его к мысли о преподавании родиноведения как учебной дисциплины, пробуждающей интерес и любовь к родному краю. В корпусе Потанин познакомился на уроках Н.Ф. Костылецкого с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В Омске, а затем и во время службы в Казахстане и на Алтае Потанин самостоятельно прошел «школу» журнала ''Современник''.

В числе людей, серьезно повлиявших на него Потанин называл петрашевца С.Ф. Дурова, преподавателя русской словесности в кадетском корпусе однокашника Н.Г. Чернышевского известного географа П.П. Семенова Тян-Шанского и сосланного в Сибирь знаменитого революционера М.А. Бакунина. Этот этап в эволюции общественных воззрений Потанина завершился отставкой с военной службы и поступлением в Петербургский университет. «Перемена политических убеждений, превращение в либерала им сторонника реформ, совершившееся под влиянием омских знакомств и чтения прогрессивных журналов, - подводил он сам итог, - видоизменило мои мечты о моей будущей миссии». Именно в это время Потанин усваивает мысль о колониальном положении Сибири в составе Российской империи и уезжал он в 1859 г. в Петербург с вполне созревшей идеей о возможности отделения Сибири.

В Петербурге Потанин начинается отсчет его долголетней дружбе с идеологом сибирского областничества Н.М. Ядринцевым. Молодые сибиряки горели желанием после окончания учебы в университете вернуться в Сибирь, чтобы служить своей родине. Они с головой окунулись в бурную общественную жизнь столицы. Они слушают лекции известного историка и теоретика федерализма Н.И. Костомарова, знакомятся с Н.Г. Чернышевским, К.Д. Кавелиным, много читают. Будущие областники начинают сотрудничать в самых известных тогда в России журналах. Статью Потанина печатает «Колокол», и он с удовольствием узнает, что она дошла до Омска « и производит впечатление на сибирских чиновников». Не оставляют они и своих научных занятий.

После студенческих волнений осени 1861г., Потанин (принимавший в них активное участие, за что провел две недели в Петропавловской крепости) Ядрицев, Усов спешат вернуться в Омск, с мечтами о просветительной работе, о создании своего печатного органа, об открытии университета и т.д. ими двигала страстная проповедь А.П. Щапова:

«Пора провинциям вставать,

Оковы, цепи вековые

Централизации свергать,

Сзывать советы областные!»

В Омске они начинают активно действовать. Ф.Н. Усов занялся просветительской деятельностью, стал инициатором организации в Омске казачьей публичной библиотеки, которой пользовались и прочие граждане. Потанин же в Омске постоянно чувствовал ограниченность возможности заявить о нуждах Сибири в целом и этому способствовала общественная апатия омичей. « … общество педагогов состояло из учителей кадетского корпуса, т.е. наполовину из офицеров. Газеты в городе даже и официальной не издавалось; если у местной интеллигенции и замечались некоторые умственные интересы, то они были направлены в сторону Азии и Востока. Сибирскими общественными запросами омская интеллигенция почти не интересовалась».[4] Не случайно многие начинания подвижников культуры и просвещения не находили должной поддержки ни среди омской общественности, ни среди власть имущих. Поэтому в поисках просторного общественного поприща осенью 1864г. Потанин переезжает в Томск, где занимает должность секретаря губернского статистического комитета и становится одним из наиболее заметных сотрудников «Томских губернских ведомостей», превратив их фактически в рупор областнических идей.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...

Этнологический портрет Кавказа
Особенно наглядно указанные закономерности этноэволюции можно проиллюстрировать на примере Кавказского региона, арене жесточайшей борьбы народов за существование, борьбы, полной трагизма, которая не затухает и поныне. Можно ли говорить о ...

Планы города Иркутска первой половины XIX века
План 1829 г. архитектурный план карта строительство иркутск В начале XIX века Строительным комитетом при Министерстве внутренних дел были разработаны архитектурные проекты жилых домов, которые предусматривали застройку не только губернс ...