Заговорно-обрядовая культура

Страница 5

Перед тем, как дать молоко чужим людям, читают "Отче наш". За молоко полагается расплатиться мелкой монетой или положить на дно ведра кусочек хлеба.(329) В день отела чужих людей к себе не пускают, ничего не вносят и не выносят из дома. У дойной коровы пропадет молоко, если отрезать кисточку на хвосте.(ЗЗО)

Охранная сила придается веткам калины и чабрецу, которые развешивают над порогом сарая и курятника. В первый день выгона коровам у основания хвоста крепят иголку с ниткой, чтобы не сглазили.(329) или привязывают на шею красную ленточку.(327)

К корове-кормилице относятся с большим уважением. Если корова случайно наступит ногой в ведро, молоко выливают домашней птице с приговором: "Тебе молочко, нам яичко".(314) Тексты, сопровождающие доение, бывают чаще простейшие, двучленные, реже с распространенным повествованием и перекликается с духовными стихами.

Охранную функцию выполняет мужской пояс, который кладут на воротах, прежде чем завести купленную корову во двор; животное должно через него переступить, тогда болеть не будет.(329) Новые хозяева уводят ее на "налыгаче" (веревке) прежних хозяев. В этот день ничего не дают чужим (к убытку).

В вербальных формах - заговорах и приговорах - по-прежнему сохраняются обращения императивного характера: "Божья Мать! Меня заступают и покрывают злые и лихие люди. Божья Мать! Сцепи им губы и зубы на рабу Божью (имя рек). Святые Гурий, Самуил и Аверий! Помолите Господа Бога и устройте мою семейную жизнь".(331) По-прежнему в заговорах сохраняются ритмически организованная структура, а временами и рифма: "Выгоняя скотину в первый раз на пастбище, хозяйки говорят: "Чистое поле, вольное раздолье. Пройдите Сорок Святых тем полем, тем вольным раздольем. Окрестите мою скотину крестом, гоните хлыстом. Поднимите ее от худа-беды. Крест Господний, хлыст пастуший. Аминь, аминь, аминь".(332)

Как и в прошлом, в заговорах фигурируют архаические образы "ночниц", "зари", "солнца красного", "месяца", "ветра", "звезд". В составе календарных обрядов последний день февраля рассматривается временем, удобным для прошения о приплоде домашнего скота. Старший мужчина, выйдя во двор, трижды крестится и читает: "Засветись, звезда ясная, на радость крещеным, церковью освященным. Заглянь, звезда ясная, на двор (имя рек), ты освети огнем негасимым белоярских его овец. Как в небе Господнем нет числа звездам, так бы у раба Божьего (имя рек) уродилось овец более того. Аминь".(332) Лечебные заговоры также начинаются с обращений к персонифицированным недугам: "Привстрит, Привстрит, водяной, чоловичий, жиночий, дивочий. Я тэбэ вызываю, я тэбэ выклыкаю, з очей, з плэчэй, зрук, зног .". (333; 80, с.с. 108-111)

В колдовских заклинаниях традиционно действуют представители темных сил: "Черт идет водой, волк идет горой. Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, плоду не плодят, плодовых речей не говорят. Так бы и (имя рек) мыслей не мыслили, речей не говорили, а все бы как кошка с собакой жили".(334)

Довольно часто встречаются заклинания, основу которых составляют сопоставление и уподобление - реального и желаемого. Так, чтобы отучить петуха бегать по соседским дворам и огородам, забивают в первую от двери половицу гвоздь и говорят: "Как этот гвоздь держится полу, так петух держался бы своего дому ".(33 2) Приведенный заговор - пример двухчленной формулы, широко используемой в календарных обрядах, народной медицине, обрядах жизненного цикла, для оберега домашнего скота. Для того чтобы избавиться от ведьмы, превращающейся в ужа и сдаивающей молоко у чужих коров, берут хозяйского кота, с ним обходят углы сарая и говорят: "Домовому и коту, а не болотному ужу. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь". В одно блюдце наливают молоко домовому, в другое коту. Уходя, добавляют: "Кота с собой забираю, а корову на домового оставляю".(332)

Рубежом, отделяющим "свой" и "чужой" мир, служит порог дома. Через порог не здороваются, не прощаются, не дают взаймы и не возвращают долг, иначе случится несчастье. На пороге "выливают" испуг, лечат порчу, за порог выбрасывают предметы туалета больного.(325) Наговоренную воду выплескивают на улицу. Читают заговоры и над проточной водой, считая, что вместе с нею уйдет недомогание.

В простонародье сохраняется вера в магию действия. Чтобы не болела спина, в первую летнюю грозу прикладываются спиной к дверному косяку.(335) Скорлупу пасхальных яиц дают курам, тогда лучше будут нестись. Чтоб всегда водились деньги, смотрят на молодой месяц, держа в руке монету.

Собранный нами фактологический материал и исследования других ученых, в частности, М.В. Семенцова, A.M. Дьяченко (228-229;80) позволяют утверждать, что за два последних столетия заговорно-обрядовая культура Кубани претерпела изменения, но по-прежнему находится в состоянии активного бытования. Как и прежде, традиционное мировоззрение составляют архаические верования в очистительную силу огня и воды, в магический круг, сохраняются представления о болезнях как антропоморфных существах. Простые люди верят, что белая магия направлена на упорядочение мира, в то время как колдовство стремится к дисгармонии. Передаются магические знания и умения от старших к младшим, большей частью, в семье. Доминирующая функция вербальных форм - направленное действие словом с целью получения желаемого результата. Словесные формулы состоят из простых и сложных ритмически организованных фраз. Магическую роль выполняют и предметы-символы. Заговоры охватывают наиболее важные сферы народной жизни. В зависимости от тематической направленности они делятся на: любовные, лечебные, хозяйственные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Использование краеведческой библиографии
В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций функции экологические, научные, производственные. Поэтому возникает потре ...

Основные вехи развития округа, храмовое строительство во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в.
В 1780-1781 годах Екатерина II провела новую губернскую реформу, по которой территория Урала была поделена между четырьмя наместничествами. Вятское наместничество объединяло уезды прежней Вятской провинции. Пермское наместничество – состо ...

Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...