Заговорно-обрядовая культура

Страница 4

В домах индивидуальной застройки местом обитания домовых служат чердаки и печи, в многоэтажных домах - мебель, антресоли, углы квартир. Напоминают о себе стуком или пропажей вещей. Часто приходят во сне и душат. По рассказам очевидцев, у домового сильные лохматые руки, а сам он на ощупь как меховой комок. Одно из любимых занятий "хозяина" -плетение косичек. Присутствие домового в семье представляется явлением обыденным и потому удивления не вызывает. (317)

Живучи на Кубани предания об оборотнях. Оборотень не использует тело другого существа, а сам выворачивается наизнанку, приобретая облик животного. По народным преданиям, те, что похожи на волков ("вовкулаки"), гораздо более по величине и с кольцом поперек туловища. Человек, обращенный колдовством в "вовкулака", остается в этом виде несколько лет, потом опять возвращается в прежнее состояние от удара, нанесенного кем-либо по опоясывающему кольцу. (36,с.104) Узнать оборотня можно по отметине на теле, оставленной, например, острым предметом.(318) По сообщениям наших информаторов оборотни способны превращаться и в неодушевленные предметы. (319)

В народе распространено убеждение о том, что колдуны знают тайные заклинания и ими оберегают свое добро. Все без исключения рассказчики подчеркивали, что, оказавшись во дворе колдуна, не могли выбраться оттуда: на пути возникали непреодолимые препятствия. Спастись удается лишь, выбросив у краденное. (320)

Надежным оберегом от сглаза и порчи считаются острые предметы. При посадке лука и чеснока на краю делянки в землю втыкают нож. Чтобы в дом не вошел непрошеный гость, в порог или над дверью втыкают иголки, колючки, лезвие старого ножа. Верной защитой от порчи считаются булавки, спрятанные в складках одежды. (321)

По словам информаторов, образы живущих могут являться окружающим наяву. Появление двойников, как правило, ставит очевидцев в затруднительное положение. Все, кто видел прижизненных двойников, констатировали, что произошедшее выходит за рамки понимания феномена. "О том, что на выходных хозяина богатейшего подворья не будет дома, знали вся станица. Нашлись и искатели приключений - местные подростки. Забравшись во двор, увидели . спокойно расхаживающего хозяина. Они не поверили своим глазам, потому что видели, как все семейство уехало в город. Воришки уверяли, что хозяин их тоже видел, но ничего не сказал, только как-то странно запрыгал". (322)

Есть мнение, что фантомные существа, имеющие внешность "оригинала" и неотличимые от своих создателей, вызываются осмысленным и направленным действием. Способность создавать двойника демонстрируют люди, знакомые с магической практикой.

В среде простого народа бытует представления о призраках - образах умерших, не нашедших упокоения в виду несоблюдения необходимых обрядов при захоронении. Информаторы утверждают, что избавиться от наваждения удается с помощью молитвы. Шумы и явление призраков прекращались и после того, как в могилу захоронили вещи умершего.(323) Распространено поверье, что в гроб нужно вбить осиновый кол, тогда дух не будет беспокоить живущих.

Чародеи свои способности от окружающих прячут и потому даже родственники долго ничего об этом не знают. Информатор сообщила нам, что о колдовских проделках своего мужа она узнала случайно. Перед смертью их передал ему прадед. "Только взял за руку, и с тех пор началось". (324)

Члены семейств, где нет мира и согласия, нередко подозревают друг друга в связях с колдунами, ищут подтверждения своим догадкам. Обстановка накаляется. Дело заканчивается ссорой. Бабки, к которым обращаются в таких случаях, говорят: "Кто первым придет, тот и "сделал". (325)

По народным представлениям, более всего от порчи страдают дети, поэтому в первые месяцы младенцев чужим не показывают. Но и после, взглянув на дитя, всякий должен сплюнуть и сказать: "Тьфу, на тебя"! Если кто-то чересчур расхваливает и восхищается чужим ребенком, знающие люди советуют родным сказать про себя: "Соль в глаза".(330) Надежный способ оберега от злодеяний колдуна - показ "дули" (кукиша).

По народным поверьям, ведьмы портят домашний скот. Информатор из станицы Вышестеблиевской Темрюкского района сообщила, что ее бабушка лечит коров так: берет стакан воды, шепчет молитву и бросает в воду зажженные спички. Если спички потонут, корову сглазили. Тогда просит у хозяина ношеные брюки и водит ширинкой по крупу больного животного от головы до хвоста. Ширинку пропитывает наговоренной водой.(326) Чтобы корову не сглазили, сдоенное молоко накрывают.

На хуторе Адагум Крымского района нами зафиксированы отдельные компоненты древнего обряда опахивания, который выполняется в надежде, что коровья смерть уйдет от границ домашнего подворья. Охранный обряд исполняют женщины в глухую полночь перед отелом. Апотропеем служит не только магический круг, но и лопата, которой хозяйки копают вокруг сарая лунки. Весной перед выгоном скота в "череду" (стадо) механизаторы опахивают плугом пастбище. Если корова отелится ночью, будят детей, чтобы они первыми взглянули на теленка. Говорят: "Детский взгляд чистый". В описании информатора словесные тексты не упоминаются. (327)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...

Декоративное оформление
Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные элементы ограждения, масивные вол ...

Современная жизнь кимоно
Культуре Японии XVII-XIX веков было весьма свойственно ощущение изменчивости времени и жизни, что нашло свое отражение в традиционной одежде – кимоно. Здесь мы видим богатейшие возможности для формирования индивидуального силуэта. Одежда ...