Возведение нового града

Страница 6

На примере крепостных кремлевских сооружений Владимира XVII ве­ка можно предположить, что конструктивно и территориально они имели близкую топографию более ранних сооружений. В описи 1626 года упоми­наются четыре проездных башни: Ивановская с выездом в Ветшаный город, Торговая в Новый, или Земляной, город, Фроловская с выездом к Лыбеди и на «дорогу круг города рвом», Потайнишные ворота, выходившие к Волж­ским воротам на спуске к реке Клязьме. Наличие четырех выездов обеспе­чивало въезд в центр города как с Земляного, Ветшанного частей города, так и от Мурома и Суздаля. Названия валов и башен, очевидно, имеют древнюю историю.

Земляной город имел свои выездные ворота. С запада — парадные Золотые ворота, с севера — Медяные и Иринины (или Оринины). С Печерним городом он соединялся торговым мостом через ров и Торговую башню. На юге, у самой Клязьмы, при окончании Николо-Галейского вала, — Волж­ские ворота. Место Волжских ворот остается неясным, но, вероятно, они могли стоять на выходе бывшего Пятницкого проезда (ныне Влади­мирский спуск) к валам у реки Клязьмы. В конце XVIII века еще стояла близ этих ворот церковь Сретения.

Большинство исследователей древнего Владимира определяют место Медяных ворот на Ерофеевском спуске ко рву, у северной оконечности, в основании Земляного к Печернего городов, что является, с точки зрения некоторых исследователей, неверным, так как, по данным геологических скважин, здесь отме­чается сильная заболоченность.

9

Можно предположить место на территории самого Земляного города также с севера, но на проезде между Монастыр­ским и Боровецким валами, где выходит улица Гагарина на залыбедскую часть города (бывшая Царицынская улица города).

Иринины врата стояли, «очевидно, близ Медяных ворот, на выходе Мо­настырской улицы близ Успенского Княгинина монастыря (ныне улица Ильича) через Верхний Боровок. Иринины врата были, вероятно, неболь­шие, деревянные и служили для въезда в Княгинин монастырь».

Итак, рассмотрены оборонительные сооружения древнего Влади­мира. История развития их представляется в следующем виде.

На рубеже XI—XII веков Владимиром Мономахом была заложена не­большая крепость, именуемая позднее Печерним городом. Она находилась на месте бывшего поселения племен раннего железного века, так называемой дьяковской культуры. Эти племена явились предками мерянских племен. Аналогичные поселения можно было видеть у Никола-Галейской церкви, на берегу реки Лыбеди, напротив Княгинина монастыря.

Окружив валами Печерний город, Владимир Мономах дал толчок к развитию его, а удобное его расположение в центре Залесья позволило раз­виться ему в течение одного столетия в крупнейший центр княжества — го­род Владимир, соперничавший со столицей Руси Киевом.

На юго-западной возвышенности, в районе церквей Спаса и Георгия, помещалась княжеская резиденция — Княжой двор. При князьях Юрии Долгоруком и особенно при его сыне Андрее Боголюбском город занимал ведущее положение среди всех северо-восточных древнерусских городов.

Андрей Боголюбский превратил город в мощную крепость с развитой системой оборонительных сооружений. Он окружает валами Посад, укреп­ляет проездные ворота.

Позднее, после убийства Андрея Боголюбского в 1174 году, в городе наступает период разрухи, борьбы за престол. При князе Всеволоде Боль­шое Гнездо был вновь отстроен детинец, для чего были возведены камен­ные стены, отгородившие юго-западный угол Печернего города. Эти стены были обнаружены раскопками Н. Н. Воронина в 1936 году. При раскоп­ках были найдены фундаменты Святых ворот детинца. Ширина стен детин­ца 120—130 см. Кладка стен на известковом растворе с примесью углистых включений и кирпичной цемянки. Внешние стороны стены облицованы те­саными блоками из белого камня. Возможно, что Святые ворота детинца представляли своеобразную копию Золотых ворот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев насел ...

Формы и способы регулирования этнических конфликтов
Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и исполь ...

Способы сохранения традиций в праздниках
Сохранить традиции можно, воспитывая каждое новое поколение знающим, уважающим и любящим свои традиции, понимающим смысл и значение обрядов в праздниках. Самых маленьких в детском саду можно приобщать к знанию культуры посредством чтения ...