Возведение нового града
На примере крепостных кремлевских сооружений Владимира XVII века можно предположить, что конструктивно и территориально они имели близкую топографию более ранних сооружений. В описи 1626 года упоминаются четыре проездных башни: Ивановская с выездом в Ветшаный город, Торговая в Новый, или Земляной, город, Фроловская с выездом к Лыбеди и на «дорогу круг города рвом», Потайнишные ворота, выходившие к Волжским воротам на спуске к реке Клязьме. Наличие четырех выездов обеспечивало въезд в центр города как с Земляного, Ветшанного частей города, так и от Мурома и Суздаля. Названия валов и башен, очевидно, имеют древнюю историю.
Земляной город имел свои выездные ворота. С запада — парадные Золотые ворота, с севера — Медяные и Иринины (или Оринины). С Печерним городом он соединялся торговым мостом через ров и Торговую башню. На юге, у самой Клязьмы, при окончании Николо-Галейского вала, — Волжские ворота. Место Волжских ворот остается неясным, но, вероятно, они могли стоять на выходе бывшего Пятницкого проезда (ныне Владимирский спуск) к валам у реки Клязьмы. В конце XVIII века еще стояла близ этих ворот церковь Сретения.
Большинство исследователей древнего Владимира определяют место Медяных ворот на Ерофеевском спуске ко рву, у северной оконечности, в основании Земляного к Печернего городов, что является, с точки зрения некоторых исследователей, неверным, так как, по данным геологических скважин, здесь отмечается сильная заболоченность.
9
Можно предположить место на территории самого Земляного города также с севера, но на проезде между Монастырским и Боровецким валами, где выходит улица Гагарина на залыбедскую часть города (бывшая Царицынская улица города).
Иринины врата стояли, «очевидно, близ Медяных ворот, на выходе Монастырской улицы близ Успенского Княгинина монастыря (ныне улица Ильича) через Верхний Боровок. Иринины врата были, вероятно, небольшие, деревянные и служили для въезда в Княгинин монастырь».
Итак, рассмотрены оборонительные сооружения древнего Владимира. История развития их представляется в следующем виде.
На рубеже XI—XII веков Владимиром Мономахом была заложена небольшая крепость, именуемая позднее Печерним городом. Она находилась на месте бывшего поселения племен раннего железного века, так называемой дьяковской культуры. Эти племена явились предками мерянских племен. Аналогичные поселения можно было видеть у Никола-Галейской церкви, на берегу реки Лыбеди, напротив Княгинина монастыря.
Окружив валами Печерний город, Владимир Мономах дал толчок к развитию его, а удобное его расположение в центре Залесья позволило развиться ему в течение одного столетия в крупнейший центр княжества — город Владимир, соперничавший со столицей Руси Киевом.
На юго-западной возвышенности, в районе церквей Спаса и Георгия, помещалась княжеская резиденция — Княжой двор. При князьях Юрии Долгоруком и особенно при его сыне Андрее Боголюбском город занимал ведущее положение среди всех северо-восточных древнерусских городов.
Андрей Боголюбский превратил город в мощную крепость с развитой системой оборонительных сооружений. Он окружает валами Посад, укрепляет проездные ворота.
Позднее, после убийства Андрея Боголюбского в 1174 году, в городе наступает период разрухи, борьбы за престол. При князе Всеволоде Большое Гнездо был вновь отстроен детинец, для чего были возведены каменные стены, отгородившие юго-западный угол Печернего города. Эти стены были обнаружены раскопками Н. Н. Воронина в 1936 году. При раскопках были найдены фундаменты Святых ворот детинца. Ширина стен детинца 120—130 см. Кладка стен на известковом растворе с примесью углистых включений и кирпичной цемянки. Внешние стороны стены облицованы тесаными блоками из белого камня. Возможно, что Святые ворота детинца представляли своеобразную копию Золотых ворот.
Похожие материалы:
Кузьма-Демьян Зимний (Рукомесленники, Божьи
кузнецы, Свадебные кузнецы, Калиники, Курятники, Куриные Боги, Кочетятники,
Кузьминки)
Народное название дней памяти Святого Косьми и Дамиана, отмечаемых православной церковью, в соответствии с Житиями Святых три раза в году:
1. 14 июля – день памяти Косьми и Дамиана, родившихся в Древнем Риме и ставших врачами.
2. 30 окт ...
Астраханская духовная
семинария
Спасо-Преображенский монастырь в 1873 году был ликвидирован, и на его подворье разместились духовная семинария, библиотека, книжный склад. Храм Преображения Господня стал семинарской церковью.
Если приглядеться к фотооткрытке, изобража ...
Влияние латиноамериканского этноса на
современное общество
Латиносы (исп. Latinoamericanos) - это обобщённое название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америкии широко представленных в США, Испании, Стране кленового листа, Португалии, Италии, Федерати ...