Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект

Страница 1

С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающегося перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира (подводного падишаха) Шульгена. Шульген - один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала (эпосы: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Кара-Юрга", "Акхак Кола" и др.), которому противостоит национальный герой - батыр: Урал-батыр в одноименном эпосе; Хаубан в эпосе "Акбузат"; Кушлак-батыр в эпосе "Кара-Юрга"; батыр Минэй в эпосе "Кунгыр буга" и др.

Озеро Шульган (Шульген) возникло по преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Об озере Шульген, например, в эпосе "Акбузат" сказано так: "Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой .». Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном.

В эпосе "Акбузат" и эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного (подземного) мира приносились девушки-красавицы. Может быть найденная П.И. Рычковым "сухая человеческая голова" и есть след этого жертвоприношения?

Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе "Акбузат" разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от нее крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в этом же озере распространен в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко.

Например, в эпосе "Кара-Юрга" Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу - кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.

С аналогичным сюжетом в Бурзянском районе широко бытует легенда об озере Елкысыккан-Куль, из которого вышли кони. В этой легенде (по М.В. Лоссиевскому) рассказывается о батыре Бышлаке, который во время охоты в окрестностях Шульгана повстречал удивительного странника. Странник попросил у батыра собаку. Бышлак долго отпирался, пока незнакомец не предложил ему за нее табун лошадей. Странник взял собаку и нырнул в озеро, а затем вывел кобылу, наказав сесть на нее верхом и ехать не оглядываясь. Из любопытства Бышлак оглянулся, и тут же половина табуна нырнула обратно в воды озера. Охотник стал богатым человеком, а его потомство с тех пор называется байулинцами. От этого табуна, пошла порода лошадей пегой масти с серой спиной. А озеро получило название Елкысыккан - озеро, откуда вышли кони. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган-Таш, и которое также называют озером Шульганом.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Богородское
Район «Богородское» является частью Восточного административного округа города Москвы. Граница района Богородское проходит: по оси улицы Богородский вал, далее по оси русла реки Яузы (включая территорию ЗАО МПО «Красный богатырь»), восточ ...

Весенний календарь
Отшумела весёлая шумная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне. Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами, на переломе времён года в честь Мараны – богини смерти. ...

История возникновения современных сезонных праздников в Японии
Наиболее ярко связь каждого месяца с празднованиями запечатлена в японских сказках. У каждого праздника своя неповторимая история, свой промежуток времени, особые обряды и традиции. Так, в сказке "Огневой Таро" повествуется о то ...