Возведение нового града

Страница 2

Город располагался теперь на трех холмах, разделенных глубокими впадинами, и представлял собою три самостоятельных укрепленных района, соединявшихся между собою мостами. Это с самого начала определило трехчастность его планировки.

Все три застроенных холма представляли собою вытянутый с запада на восток треугольник, постепенно сужающийся к востоку. Западный холм был наиболее широкий. Застроенная возвышенность, представлявшая собою линию водораздела Клязьмы и Лыбеди, шла параллельно их береговой линии. Поэтому центральная ось города пролегла с запада на восток через все три холма, примерно посредине каждого из них. Она как бы нанизала в одну связь все три части города. Тем самым городскому плану еще в XII веке был придан линейный характер.

Основная уличная магистраль (так называемая Большая улица, ныне улица Большая Московская — Большая Нижегородская) наметила основные въезды в город — с запада и востока (со стороны Москвы и Нижнего Новгорода), где и были поставлены самые парадные белокаменные Золотые и Серебряные ворота. Они еще более закрепили направление центральной улицы.

Учитывая, что в скором будущем новый центр Северо-Восточной Руси станет большим и оживленным столичным городом, Андрей Боголюбский прозорливо решил взять под защиту все три застраивавшихся вдоль Клязьмы холма, опоясав их мощными валами.

Оставалось лишь выделить акценты в панораме города, подчеркнуть его центр. По характеру рельефа среднее плато доминирует над двумя остальными. Оно и стало парадной частью города, его общественным ядром. Еще Владимир Мономах заложил здесь церковь Спаса, ставшую центром Кремля. Андрей Боголюбский же возвел стройный белокаменный городской одноглавый собор Успения. Этим сразу определилась основная вертикаль города и

3

закрепился его центр.

В то же время наметилось стремление как можно выразительнее оформить южный фасад города. Именно на южном взгорье холмов, обращенном к заклязьменским поймам и лесам, возникают основные белокаменные сооружения.

При Всеволоде III южная панорама Кремля обогащается вновь перестроенным пятиглавым Успенским собором, белокаменными зданиями Детинца с надвратной церковью Иоакима и Анны (не сохранились), а также Дмитриевским собором и Рождественским монастырем. Кроме того, на южном фасаде Нового города возвышались упомянутые выше дворцовые постройки Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.

Возникали монументальные постройки и на северной кромке валов. В начале XIII века в Новом городе был заложен Успенский (Княгинин) монастырь, в Кремле — белокаменная церковь Воздвижения. В разных концах города возвышалось множество деревянных церквей. Так, в 1185 году во время большого пожара, как сообщает летопись, сгорело 32 деревянных храма. В целом же их было больше. Поэтому город со всех сторон выглядел очень живописно.

Городовые сооружения.

Владимир был основан на удачном в стратегическом отношении месте — на стрелке, образованной бассейнами рек Клязьмы и Лыбеди. Эта стрелка имела высокие обрывистые берега, а овраги, пересекающие ее, помогали сооружению глубоких рвов, причем рытье рвов было сокращено до минимума — соединялись два оврага рвом-перемычкой длиною до 200 метров и глубиною 10—15 метров. Такие рвы были выкопаны с запада у Золотых ворот, у Муромского спуска, у Ивановского вала. Обычно устройство валов предстает перед нами в следующем виде: по верху валов устраивались деревянные тыновые или рубленые ограды; основанием вала служили срубы — «городни». Во владимирских валах «городни» обычно забутовывались камнем или глиной. Поверх «городен» насыпались валы из глины и песка до высоты 9—10 метров и шириной у основания до 30 метров. «Городни» были обнаружены при благоустроительных работах на Троицком и Козловом валах в XIX веке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников це ...

Традиционное варьирование в малых лирических жанрах - «чин», «душенька»
«Чин» или «душенька» – это короткие в два или четыре ряда, шуточные песни типа частушек – лирического, развлекательного и сатирического содержания. Частушка - это один из распространенных жанров песенного фольклора греков Приазовья. Ни о ...

«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»
Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологичес ...