Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке
Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке
В настоящее время эвены расселены по Камчатке тремя группами: основная масса в нынешнем Быстринском районе, несколько десятков в Тигильском районе, так же к ним могут быть, с небольшими оговорками, причислены пенжинско-олюторские эвены. Подобное расселение позволяет, отчасти проследить путь, по которому следовали эвены в своем пути на Камчатку.
Предки современных быстринских эвенов (ламутов) переселились на Камчатку в середине XIX в. К приходу русских на Дальний Восток эвены занимали горную область Верхоянского хребта и районах Охотского побережья, ограниченный на юго-западе устьем реки Улья, а на северо-востоке устьем р. Ола. На северо-востоке жили коряки, а к югу кочевали эвенки (тунгусы). Многие исследователи считают эвенов и эвенков одним народом, в результате внутреннего раздора разделившемся на две группы. Одна из которых вынуждена была покинуть страну предков и искать себе другую родину. За это говорят множество факторов: язык, схожесть быта и обычаев, верования. Сами же эвены полностью отрицают эту версию, выделяя себя в отдельный, самостоятельный народ. «Ламуты» - тоже не совсем верное название. Буквальный перевод этого термина – береговой. Как рассказывают сами эвены: когда предки пригнали на Камчатку свои стада, олени разбежались и эвены долго бродили по побережью, собирая их. Отсюда и название. Хотя против этого выступает и то, что материковских эвенов так же зовут ламутами, видимо приравнивая их к жителям речных побережий. Самоназвание же эвенов – орочаны,
в буквальном переводе – оленьи люди.
Существовали как оленные, так и оседлые группы эвенов, нередко входящие в одни и те же роды. Начиная с XVII в. эвены – оленеводы начинают продвигаться в более северные районы – в земли коряков и юкагиров, а так же на территории занимаемые чукчами и эскимосами.
К моменту когда русские впервые попали на Камчатку, там жили только чукчи, ительмены и коряки., в сказках Атласова, а так же в трудах Стеллера и Крашенинникова нет ни одного упоминания об эвенах. Первые сведения об этом народе на территории полуострова относятся к середине XIX в. «2 марта (1852г.) в Петропавловск явились в высшей степени замечательные гости, - отмечает в своем дневнике исследователь Камчатки К.Дитмар.- В первый раз сюда пришли ламуты. Четверо мужчин этого племени приехали утром прямо к Завойко, чтобы спросить у него, где бы всего выгоднее продать им свою охотничью добычу.» Местом их обитания первоначально был район Тигиля, (там и поныне сохранилась их небольшая группа). По тому же автору, они заняли обширные безлюдные части Камчатки, в основном Срединный хребет и Западное побережье, где нашли в избытке пастбища для своих оленей и богатые рыбные угодья. По началу ламуты избегали встречи с чужими людьми и всяких заселенных мест, из опасения, что будут прогнаны как самовольные пришельцы, но после убедились, что ни коренное население, ни власти их не преследуют, стали посещать некоторые камчадальские остроги и являться к уплате подати (ясака).
Эвены продвигались по Камчатке небольшими группами – об этом говорят отчеты чиновников, собиравших с местных народностей дань (ясак) в пользу государства и, за несколько предыдущих лет до появления их в Петропавловске, пытавшиеся закрепить новую народность за каким либо поселением. Проникнув на территорию центральной Камчатки, эвены в короткий период обособились от материковских сородичей в хозяйственном и культурном отношении.
Интересные сведения о переселении эвенов на Камчатку удалось обнаружить в Якутском Центральном государственном архиве. В 1861г. военный губернатор Приморской области сообщал в Якутск: «при проверке и пересоставлении мною ревизских сказок по 10-й переписи о камчатских инородцах оказались нигде не причисленными зашедшие сюда с давних времен ламуты Колымского округа, которые даже не знают, к какому роду колымских ламутов они принадлежат». Дальнейшее расследование показало, что эти ламуты относятся к нижнеколымскому роду старосты Саввы Балаганчикова и что за ушедших этот род продолжает платить ясак. Предания, бытующие среди быстринских эвенов, в целом подтверждают эту версию. На Камчатку эвены переселялись небольшими группами. «Первой ласточкой» был некто Тимашка со своим отцом, они посмотрели угодья и вернулись обратно в Гижигу с рассказом о возможной привольной жизни. Первыми семьями, по видимому, были Уяганы и Долганы. Потомки рода Долганов довольно многочисленны в Быстринском районе до сих пор. По преданию, записанного со слов Федора Коеркова, жителя Анавгая, сын шамана Эмгени Михаил из Долганского рода и Коярков из Уяганского рода были первыми эвенами на Камчатке. Предания об Эмгени распространены так же среди якутских эвенов на р. Уяндине. Судя по всему этот «князец» - реально существовавшая личность в начале XIXв. В этот период в бассейнах Колымы и Индигирки имели место жестокие голодовки среди местных эвенов и юкагиров, в связи с какой то откочевкой и гибелью диких оленей. Возможно это событие и явилось причиной крупных миграций эвенов, в том числе и на Камчатку.
Похожие материалы:
Территория проживания
Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но утратившим свой родной язык татарским населением Литвы. Не вызывает сом ...
Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...
Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник,
Семён – летопроводец)
Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 14 сентября. Согласно преданиям и Житиям Святых, преподобный Симеон, родом – киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушёл в ближайший монас ...