Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке

Страница 1

Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке

В настоящее время эвены расселены по Камчатке тремя группами: основная масса в нынешнем Быстринском районе, несколько десятков в Тигильском районе, так же к ним могут быть, с небольшими оговорками, причислены пенжинско-олюторские эвены. Подобное расселение позволяет, отчасти проследить путь, по которому следовали эвены в своем пути на Камчатку.

Предки современных быстринских эвенов (ламутов) переселились на Камчатку в середине XIX в. К приходу русских на Дальний Восток эвены занимали горную область Верхоянского хребта и районах Охотского побережья, ограниченный на юго-западе устьем реки Улья, а на северо-востоке устьем р. Ола. На северо-востоке жили коряки, а к югу кочевали эвенки (тунгусы). Многие исследователи считают эвенов и эвенков одним народом, в результате внутреннего раздора разделившемся на две группы. Одна из которых вынуждена была покинуть страну предков и искать себе другую родину. За это говорят множество факторов: язык, схожесть быта и обычаев, верования. Сами же эвены полностью отрицают эту версию, выделяя себя в отдельный, самостоятельный народ. «Ламуты» - тоже не совсем верное название. Буквальный перевод этого термина – береговой. Как рассказывают сами эвены: когда предки пригнали на Камчатку свои стада, олени разбежались и эвены долго бродили по побережью, собирая их. Отсюда и название. Хотя против этого выступает и то, что материковских эвенов так же зовут ламутами, видимо приравнивая их к жителям речных побережий. Самоназвание же эвенов – орочаны,

в буквальном переводе – оленьи люди.

Существовали как оленные, так и оседлые группы эвенов, нередко входящие в одни и те же роды. Начиная с XVII в. эвены – оленеводы начинают продвигаться в более северные районы – в земли коряков и юкагиров, а так же на территории занимаемые чукчами и эскимосами.

К моменту когда русские впервые попали на Камчатку, там жили только чукчи, ительмены и коряки., в сказках Атласова, а так же в трудах Стеллера и Крашенинникова нет ни одного упоминания об эвенах. Первые сведения об этом народе на территории полуострова относятся к середине XIX в. «2 марта (1852г.) в Петропавловск явились в высшей степени замечательные гости, - отмечает в своем дневнике исследователь Камчатки К.Дитмар.- В первый раз сюда пришли ламуты. Четверо мужчин этого племени приехали утром прямо к Завойко, чтобы спросить у него, где бы всего выгоднее продать им свою охотничью добычу.» Местом их обитания первоначально был район Тигиля, (там и поныне сохранилась их небольшая группа). По тому же автору, они заняли обширные безлюдные части Камчатки, в основном Срединный хребет и Западное побережье, где нашли в избытке пастбища для своих оленей и богатые рыбные угодья. По началу ламуты избегали встречи с чужими людьми и всяких заселенных мест, из опасения, что будут прогнаны как самовольные пришельцы, но после убедились, что ни коренное население, ни власти их не преследуют, стали посещать некоторые камчадальские остроги и являться к уплате подати (ясака).

Эвены продвигались по Камчатке небольшими группами – об этом говорят отчеты чиновников, собиравших с местных народностей дань (ясак) в пользу государства и, за несколько предыдущих лет до появления их в Петропавловске, пытавшиеся закрепить новую народность за каким либо поселением. Проникнув на территорию центральной Камчатки, эвены в короткий период обособились от материковских сородичей в хозяйственном и культурном отношении.

Интересные сведения о переселении эвенов на Камчатку удалось обнаружить в Якутском Центральном государственном архиве. В 1861г. военный губернатор Приморской области сообщал в Якутск: «при проверке и пересоставлении мною ревизских сказок по 10-й переписи о камчатских инородцах оказались нигде не причисленными зашедшие сюда с давних времен ламуты Колымского округа, которые даже не знают, к какому роду колымских ламутов они принадлежат». Дальнейшее расследование показало, что эти ламуты относятся к нижнеколымскому роду старосты Саввы Балаганчикова и что за ушедших этот род продолжает платить ясак. Предания, бытующие среди быстринских эвенов, в целом подтверждают эту версию. На Камчатку эвены переселялись небольшими группами. «Первой ласточкой» был некто Тимашка со своим отцом, они посмотрели угодья и вернулись обратно в Гижигу с рассказом о возможной привольной жизни. Первыми семьями, по видимому, были Уяганы и Долганы. Потомки рода Долганов довольно многочисленны в Быстринском районе до сих пор. По преданию, записанного со слов Федора Коеркова, жителя Анавгая, сын шамана Эмгени Михаил из Долганского рода и Коярков из Уяганского рода были первыми эвенами на Камчатке. Предания об Эмгени распространены так же среди якутских эвенов на р. Уяндине. Судя по всему этот «князец» - реально существовавшая личность в начале XIXв. В этот период в бассейнах Колымы и Индигирки имели место жестокие голодовки среди местных эвенов и юкагиров, в связи с какой то откочевкой и гибелью диких оленей. Возможно это событие и явилось причиной крупных миграций эвенов, в том числе и на Камчатку.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день)
Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен. День памяти отмечается дважды 6 мая и 9 декабря. Первый был установ ...

Локализация городов Южного Казахстана
В предгорном районе Южного Казахстана крупнейшим городским центром был Испиджаб. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как «город на Белой реке». Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: «Сайрам название белого города (Ал-Мед ...

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...