Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков

Страница 4

Согласно определению Святей. Синода от 30 декабря 1906 г., 10 января 1907 г. Государь Император 9 февраля 1907 г. Высочайше соизволил на принятие вновь учрежденного в Нальчикском округе Терской области, в честь преподобного Серафима Саровского женскою общиною 40 десятин земли, жертвуемой дочерью штабс-ротмистра Екатерины Хомяковой. Но община землю в аренду сдавать не могла ввиду отсутствия дарительного документа, о чем свидетельствуют неоднократные запросы настоятельницы.

В декабре 1907 г. по прошению г. Хомяковой и по определению от 20 ноября 1908 г. Святого Синода, женская община во имя Серафима Саровского чудотворца была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую с отчислением существующего при ней прихода с причтом к приходу ст. Зольской [ЦГА РСО-А Ф. 143, Оп.2, Д. 161, Л. 106,107,109.] В первые два года существования обители Екатерина Алексеевна Хомякова на свои средства построила несколько зданий, где размещалась кельи насельниц, школа-приют для 40 сирот. Детей обучали ремеслам, преимущественно вязанию чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством торговли и Промышленности. «Вязанию детей обучает особая инструктор, получающая содержание из того же министерства. Продажа изделий чулочного производства и служит главным образом источником содержания общины. Дети принимают участие в чтении и пении при богослужениях. Община призревает сирот бесплатно. Начальница обители, Ольга поглощена изысканием средств для жизни общины».

В 1915 г. общине из государственного бюджета для расширения имеющегося приюта для детей погибших воинов было выделено 10000 рублей. С этого времени приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. «Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь по окончании курса начальной школы будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу» - сообщалось в епархиальном журнале. Согласно данным, Л.И. Денисова, «сестры содержали больницу с амбулаторией» [Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. СПб., 1915. С. 130.]

Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области один из немногих, в деятельности которого государственные учреждения принимали активное участие. С таким трудом получивший официальное разрешение на существование, община оказала неоспоримое благотворное влияние на жителей округи, увеличение числа сирот принимаемых монастырем, не только давала приют и кров сиротам женского пола, но возможность получить специальность, стать кем-то значимым в жизни.

Несколько нетипична для Северного Кавказа история становления Кизлярского Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Этот монастырь был открыт как мужской по инициативе Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Манглийского, православного миссионера в Дагестанской области. Монастырь был открыт при Астраханском епископе Илларионе (1731-1755 г), который в 1739 г. возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля игумена Даниила. Итак, мужской православный монастырь в Кизляре был образован в 1736 г. Архимандрит Даниил, был родом из Грузинских князей, он много сделал для становления и упрочнения обители. В начале XX в. вновь наблюдается упадок внутренней жизни монастыря. Из отчета о состоянии Владикавказской епархии в 1907 г.: «Нравственное состояние в монастыре печально. Всякие меры оказываются безрезультатными, тем более, что у монастыря имеются свои виноградники. Прихожу к мысли преобразовать этот монастырь в женский» [Отчет о состоянии Владикаваазской епархии за 1907 г. Владикавказ, 1908. С.34.]. В 1908 г. последовал указ Священнейшего Синода о преобразовании монастыря. Оставшуюся братию (13 монахов и 20 послушников) перевели в другие монастыри епархии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Составляющие герба
Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркаль ...

Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст)
Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря. Срок её проведения зависит от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхал ...

Новозыбков
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинц ...