Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков

Страница 3

Евдокия Макарова стала главной среди сестер и обратилась с письмом к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману об учреждении женского монастыря у подножия Святой горы с древним храмом. Разрешение последовало в 1892 г. К тому времени в скиту находились более 70 женщин. По ходатайству Архиепископа Агафодора монастырь был утвержден Святейшим Синодом в 1897 г. Благодаря устройству здесь женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и освящен в честь Преображения Господня в 1895 г. Храм находился на довольно высокой горе в трех верстах от монастыря. [ГАСК Ф. 135. Оп. 48. Д.307.] Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 г., на котором присутствовал архиепископ Агафодор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия Макарова, до этого причисленная как послушница к Ставропольскому Иоанно-Марьинскому женскому монастырю с пострижением в монашество становится настоятельницей образованного Спасо-Преображенского монастыря.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177. С.7.] Владикавказский Покровский женский монастырь был образован благодаря инициативе Евдокии Федоровны Лозенко (в иночестве Евпраксия), во Владикавказе появилась женская община. Для её обустройства Городская управа отвела небольшой участок земли, на котором в 1892 г. была воздвигнута церковь, перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали проводиться богослужения.

Казанский Агафодрорв женский общежительный монастырь находился в селе Винодельном Ставропольской губернии. Виноделенская Казанская женская община учреждена Агафодором, архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским, в 1909 г. в память его родителей: чтеца Флегонта и Евдокии. Для этого им были куплены у Ставропольского акцизного управления уцелевшие после пожара здания и усадьба бывшего Винодельненского казенного винного склада. На учреждение общины и устройство церкви при ней Агафодором пожертвовано 42 тысячи рублей. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Раиса в миру – Александра Онисимова. Монахиня Раиса попала в Ставропольский Иоанно-Марьинский женский монастырь в 1870 году. Прошла послушание и пострижена в монахини в 1909, указом Ставропольской духовной консистории назначена начальницей Винодельческой женской общины.[Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997.№.187. С.7.]

Первоначально женская община состояла из 12 человек, к 1913 г. их было 80. К 1913 г. при общине имелся храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, странноприимный дом, 42 келии для монашествующих, трапезная, псалтырная, просфорная и другие необходимые постройки. В общине жили около 80 сестер. Хозяйство велось самостоятельно и сестры содержались на местные средства. В 1913 г. сестры во главе с настоятельницей обратились к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Агафодору, с просьбой преобразовать существующую общину в женский общежительный монастырь [ГАСК. Ф.135. Оп.75. Д.1032. Л.7.]

По ходатайству Агафодора от 24 декабря 1913 г. Святейший Правительствующий Синод указом от 19 августа 1914 г. преобразовал общину в женский общежительный монастырь с наименованием его Казанским Агафодоровым, с таким числом сестер, коим обитель окажется в состоянии содержать на Собственные средства. [ГАСК. Ф.135. Оп.75. Д.1032. Л.7.]. Таким образом обитель не получала государственное обеспечение и в документах не раз подчеркивается что монастырь должен содержаться на собственные средства. Социальный состав послушниц был однородным практически все послушницы мещанского и крестьянского сословий.

Свято-Троицкий женский монастырь в Терской области появился благодаря стараниям - владелицы «хутора Хомяковой» Нальчикского округа, Екатерине Хомяковой, дочери известного славянофила, богослова и поэта Алексея Степановича Хомякова, который некогда изрек «Не строй десять университетов, создай одну обитель!» Как видно из отношения строительного отделения Терского областного правления за 24 ноября 1895 г., она впервые обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки .» [ЦГА РСО-А. Ф.143, Оп.2, Д.161, Л.41.; Ф. 143. Оп.62, Д.297, л.57,58.]

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Курыканы
В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья рек ...

Жертвы политических репрессий
Нами движет не чувство исторической мести, а чувство невыполненного долга перед светлой памятью своих земляков. Мы не собираемся из них делать великомучеников или идолов для поклонения, мы будем добиваться человеческой, общественной, граж ...

Этнические особенности коренных народов
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относят ...