Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков

Страница 2

Подобным образом, возникали и другие женские монастыри на Северном Кавказе. Из небольшой группы казачек, живших в разных монастырях Малороссии, выросла в Черноморской области Марие-Магдалинская Черноморская женская пустынь, утвержденная в сентябре 1849 г. Деятельное участие в ее устроении принял наказной атаман генерал-майор Рашпиль Г.А. Инициатива создания монастыря принадлежит его близкой родственнице. Монахине Полтавского Ладинского монастыря Митрофании в миру Матрена Степановна Золоторевская [Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995. С. 415].

При монастыре была открыта школа для девочек, пользовавшаяся большой популярностью среди кубанцев. Посетив в 1861 г. монастырскую школу, наказной атаман Иванов Н.А. в своем письме настоятельнице Митрофании писал об увиденном: «… без всякого сомнения, одно из первых мест может занимать женская Мариинская общежительная пустынь, с воспитательным при ней заведением – образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на 200 питомиц… поставлено высоко… в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени». К концу XIX в. при пустыни был учрежден детский исправительный приют. [Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.]

К началу ХХ в. Марие-Мадалинская пустынь из маленькой общежительной пустыньки превратилась в красивый своекошный третьеклассный монастырь. К этому времени в станице Роговской пустынь владела 500 дес. Земли и имела дополнительный надел в 340 дес. В станице Должанской Ейского отдела. В 14 каменных и саманных корпусах проживало около 600 человек. При пустыни имелся кирпичный завод, 2 торговые лавки, одна ветряная мельницы и 2 странноприимных дома [Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917. Краснодар, 1997. C.261.].

Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок. Для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказали монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 г. монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 г. Молитвенный дом был сделан из соснового леса с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 г. здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 г. кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для окрестных детей, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители при монастыре действовала школа, смешанного типа. В 1914 г. в монастыре насчитывалось 114 монахинь.[ ГАСК. Ф.135. Оп.72. Д.1288. Л.261 ]

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь (вблизи древнего православного храма у карачаевского аула Сенты Баталпашинского отдела Кубанской области) вырос из женского скита во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связан рост и дальнейшее развитие общины.

Е. Макарова – сестра милосердия в русско-турецкой войне. Работая во Владикавказском госпитале узнала о возникшем ските и вместе с послушницей грузинского женского монастыря св. Георгия Евдокией Финенской отправилась туда. По пути к ним присоединились другие женщины. Поселившиеся у Святой горы начали ремонт своими силами. Поставили в древнем храме дубовый иконостас без позолоты, где установили принесенные ими иконы. Грубой работы железный крест купола храма заменили на новый, изготовленный на Эльбрусском свинцово-серебряном руднике. Стены с фресковой живописью сохранили, остальные части стен храма были выбелены и отштукатурены. Тогда же женщины соорудили небольшую каменную церковь в честь Преображения Господня, звонницу с колоколами, отлитыми на том же руднике, построили кельи для себя. [Беликов Г. Спасо-Преображенский женский монастырь. //Ставропольские губернские ведомости. 1997. №.177.С.7.]

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Быт и верования Восточных славян
Для совершения языческих , празднеств и гаданий кривичи и словене сначала использовали холмы и рощи, а в VIII-X вв. сооружали для этих целей специальные святилища. Это были ровные площадки, устроенные на островках среди болот, поэтому их ...

Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст)
Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря. Срок её проведения зависит от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхал ...

Полезные ископаемые Среднего Урала
На Среднем Урале много полезных ископаемых, особенно металлов: (железо, медь, золото и др.) и камней (малахит и др.). Многие рудники используются уже несколько столетий и почти выработаны. Средний Урал - целая кладовая разнообразных иско ...