Обряды, связанные со смертью детей

Несмотря на всевозможные меры предосторожности, которые предпринимались взрослыми, дети в хакасских семьях нередко умирали. Родители относились к смерти своих детей спокойно, полагая, что раз дети умерли, значит, они были слабыми, и для этих детей лучше, что они умерли вскоре после рождения, а не промучились всю жизнь. Хакасы считали, что дети должны быть здоровыми и сильными, чтобы выжить.

Детей, умерших вскоре после рождения, хоронили отдельно от всех, чаще всего воздушным способом: завернутыми в бересту их подвешивали на каком-либо дереве в глубине леса или тайги, вдали от охотничьих троп. По объяснениям хакасов, только что родившиеся и умершие дети обладают легкой душой, которая должна вернуться после смерти тела на небо. Если захоронить ребенка в земле, то душа его не сможет выбраться из-за своей слабости. Кроме того, младенец еще не знаком с миром людей, он не понимает языка, и поэтому наделяется низким социальным статусом. Об этом говорит и то, что обряд погребения младенцев отличался от похорон детей, которые умели разговаривать.

Сходные с хакасскими были похоронные обряды тувинцев. Умершего младенца сразу же заворачивали в овечью шкуру и хоронили в любое время суток. Тувинцы считали младенца не совсем человеком, «слишком многое еще связывало его с миром природы» [Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С., 1988. С. 65 - 66]. Детей постарше хоронили также как и взрослых — в земле.

У хакасов было принято хоронить умерших в гробу-колоде из бревна. Бревно распиливали вдоль на две части, и каждую из них выдалбливали внутри до необходимых размеров. Уложив покойника в колоду, сверху перевязывали достаточно крепкой веревкой. Для детей также изготавливали подобные колоды. Иногда такой же гроб-колоду делали для младенцев и подвешивали на дереве. В тех случаях, когда мать умирала вместе с ребенком при родах, их хоронили в одной могиле. При этом ребенка клали слева от матери, желательно в ногах, но ни в коем случае не вкладывали его в руки матери.

Похожие материалы:

Замок Средневековья на территории Пруссии
ИСТОРИЯ ЛАБИАУ Впервые Лабиау (ныне Полесск) упоминается в 1258 году в Грамоте ландмейстера Герхарда фон Хирцберга как крепость Лабегове, расположенная на реке Лабе (так раньше называлась река Дейма). Отсюда произошло и название города: ...

История исследования
Древние наскальные изображения в долине Верхней Лены впервые были отмечены участником Великой Сибирской, или Камчатской, экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф. Миллером: «Нахожу, есть несколько украшенных фигурами скал на правом берегу Лены. На ни ...

Село в XXI веке
В нынешнее время жизнь в селе не прекращается. Начавшие выделяться еще с лета 1992 года крестьянско-фермерские хозяйства, сейчас процветают. В 2006 году введено самоуправление в селе. Начало свою работу собрание депутатов в администрации ...