Обряды, связанные со смертью детей

Несмотря на всевозможные меры предосторожности, которые предпринимались взрослыми, дети в хакасских семьях нередко умирали. Родители относились к смерти своих детей спокойно, полагая, что раз дети умерли, значит, они были слабыми, и для этих детей лучше, что они умерли вскоре после рождения, а не промучились всю жизнь. Хакасы считали, что дети должны быть здоровыми и сильными, чтобы выжить.

Детей, умерших вскоре после рождения, хоронили отдельно от всех, чаще всего воздушным способом: завернутыми в бересту их подвешивали на каком-либо дереве в глубине леса или тайги, вдали от охотничьих троп. По объяснениям хакасов, только что родившиеся и умершие дети обладают легкой душой, которая должна вернуться после смерти тела на небо. Если захоронить ребенка в земле, то душа его не сможет выбраться из-за своей слабости. Кроме того, младенец еще не знаком с миром людей, он не понимает языка, и поэтому наделяется низким социальным статусом. Об этом говорит и то, что обряд погребения младенцев отличался от похорон детей, которые умели разговаривать.

Сходные с хакасскими были похоронные обряды тувинцев. Умершего младенца сразу же заворачивали в овечью шкуру и хоронили в любое время суток. Тувинцы считали младенца не совсем человеком, «слишком многое еще связывало его с миром природы» [Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С., 1988. С. 65 - 66]. Детей постарше хоронили также как и взрослых — в земле.

У хакасов было принято хоронить умерших в гробу-колоде из бревна. Бревно распиливали вдоль на две части, и каждую из них выдалбливали внутри до необходимых размеров. Уложив покойника в колоду, сверху перевязывали достаточно крепкой веревкой. Для детей также изготавливали подобные колоды. Иногда такой же гроб-колоду делали для младенцев и подвешивали на дереве. В тех случаях, когда мать умирала вместе с ребенком при родах, их хоронили в одной могиле. При этом ребенка клали слева от матери, желательно в ногах, но ни в коем случае не вкладывали его в руки матери.

Похожие материалы:

История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития
Город является наиболее древней и в то же время самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития человеческого общества на определенном этапе. У каждог ...

Вариативность мужских неканонических имён
В антропонимике до сих пор остаётся актуальным вопрос о сущности нехристианских имён. Исследователи антропонимов отмечают, что в 17 веке в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко. Обычно ими ...

Исследование слова «улица»
Впервые слово «улица» упомянуто в «Изборнике Святослава» 1076 года. По мнению одних лингвистов, оно произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других — речь изначально шла о фасадах, наши предки говорили: «Улица домов». Точки на ...