Быт и верования Восточных славян

Страница 1

Для совершения языческих , празднеств и гаданий кривичи и словене сначала использовали холмы и рощи, а в VIII-X вв. сооружали для этих целей специальные святилища. Это были ровные площадки, устроенные на островках среди болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. Они имели округлое очертание и окольцовывались рвом или рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или каменные идолы. Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода.

Из русских летописей известно, что языческие боги изображались в виде людей. Об облике этих изображений дают представление дошедшие до нас скульптурные каменные идолы. Это погрудные фигуры человека высотой 0,6-0,8 м. Большинство идолов, в том числе новгородский и себежский, высечены из гранита.

Погребальными памятниками кривечей VI – IX вв. являются длинные курганы. Это невысокие валообразные насыпи длиной от 10-12 до 100 и более метров, расположенные, как правило, в общих могильниках с полусферическими курганами IX-XII вв. Как и у всех славян, у кривичей в это время господствовал обряд телосожжения.

Одежда и украшения сгорали в погребальных кострах. Только в единичных захоронениях встречены сплавленные стеклянные бусы, слитки стекла и остатки бронзовых предметов.

Погребальными сооружениями новгородских словен в VI-IX вв. были сопки - крутобокие насыпи высотой 2-10 м. И с округлым основанием, обставленным кольцом из валунов. и уплощенной вершиной. Количество захоронений в сопках исчислялось десятками.

Полусферические курганы сооружались славянами до XIII –XIV вв.В конце X-начале XI вв. обряд кремации вытесняется захоронениями.Поскольку умершие погребались в своих лучших нарядах, то по вещам из курганов реконструируются детали одежды и урашений. Полностью сохранившейся одежды в курганах пока не найдено, но фрагментные остатки ее встречены многократно. На их основе и по изображениям

XI-XVI вв.можно составить представление об одежде сельского населения Северной Руси X-XI вв.

Одной из основных частей одежды были сорочицы – мужские и женские рубашки из льняной беленой ткани. Ворот и подол мужской сорочицы, которую не заправляли в штаны, а носили навыпуск, украшались каймой вышивки или узором тканья. Рубашка всегда подпоясывалась. Пояса были шерстяные (плетеные или тканые) и кожаные, с пряжкой , а иногда и с набором различных металлических бляшек, орнаментированных рельефным узором. Женские сорочицы отличалась более яркими украшениями. Мужские штаны шились из прямых полотнищ холста. Набедренной женской одеждой была распашная плахта из шерстяной или клетчатой полушерстяной ткани . Женский головной убор в виде шапочки или венка изготавливался из бересты или ткани. Он часто урашался металлическими или стеклянными изделиями. Так, в ряде курганов Смоленщины найдены оловянные круглые и ромбические бляшки, покрывавшие, как чешуйка, берестяную основу головного убора. На некоторые головные венки были нашиты стеклянные или сердоликовые бусы и пронизки. В еденичных случаях встречены головные венчики из парчовой ткани. Изредка венчики делались из тонкой металлической полосы. Обувью служили мягкие кожаные туфли или лапти, сплетенные из лыка.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь
Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря своего ученика Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил мо ...

Андрей Павлович Зенков в истории города Алматы
История Верного, этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел Матвеевич Зенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867 году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитект ...

Свадебный обряд
Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйствен ...