Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 4

Важное место в рисунках художника занимает тема партизанского движения. Во-первых, судя по рисункам, художник работал над проектом "Памятника партизанам". Неоднократно исследователи писали о целом альбоме рисунков 1937 года, объединенных темами "На страже советской границы" и "За власть Советов". Подписи художника на этих листах: "Поход", "Разведка", "Снежный поход", "Партизаны", "За власть Советов" - не оставляют сомнений в тематической направленности работ, как и характер изображенных сцен. Центральный эпизод композиций - героический переход отряда частей особого назначения под руководством

В рисунках на эту тему Г.И. Гуркин использует необычную для него композицию. В послереволюционной графике художника удивляет разнообразие и новизна замыслов и композиционных вариантов. В альбоме 1937 года главным для автора было стремление передать движение крупного отряда, в составе которого русские и алтайцы объединены под красным знаменем. Оно непременно присутствует в композициях, развиваясь над группой всадников, наблюдавших с уступа горы за движением отряда. Художник пробует разные варианты соотношения воинов-всадников и горного пейзажа, добиваясь, чтобы в эскизе ощущались и огромные заснеженные пространства, и сплоченность отряда.

В советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Он оказывался настолько чутким, что стал выразителем практически всех новых сторон жизни и его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства на Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В.И. Ленина.

Особенно велика в послереволюционном творчестве художника роль графики. Манера карандашного рисунка на протяжении творческого пути художника претерпевала изменения. В эскизах 1936-1937 гг., особенно на тему "Снежного похода", карандашные рисунки приобретают вполне самостоятельное значение, т.к в них есть все, что составляет произведение: образ времени, состояние, настроение и уверенное, профессиональное мастерство. Оно проявляется в композиции, в красоте рисунка и в серебристой поверхности листа. Поэтому закономерно говорить о втором рождении художника, более того, о расцвете его мастерства в области карандашного рисунка и о новых достижениях в живописи. Эту мысль подтверждают прекрасные акварели Г.И. Гуркина. К акварели художник нередко обращался в 20-30-е годы.

В начале 30-х гг. художник написал два акварельных пейзажа с горным озером. Нарядные, свежие, они по сей день говорят о любовном отношении художника к натуре, сохраняют ликующую радость и вдохновение от ее совершенства. Григорий Иванович применял акварельные краски и для подцветки сюжетно-тематических композиций, выполненных карандашом. Блестящий пример этого - работа "Охота, земледелие, скотоводство, школа". Название просто перечисляет то, что изображено на листе. Правильнее было бы назвать его - "Новая жизнь Алтая". Школа для детей, жилища для алтайцев, чистые поселки среди гор на берегу Катуни, техника в колхозе вписаны в красивый пленэрный пейзаж. Эта акварель представляет большой интерес, как пример поисков обобщенного образа Родины, включающего в советское время не только пейзажный мотив, но и многообразные сцены жизни народа. Она воплощала и мечту художника о гармонии деятельности человека и его Матери-природы. Художник размышлял на эту тему, убеждают в том сохранившиеся на рисунках надписи.

В 1936 году художник написал необычную картину: в центре горного озера - скала в виде женской головы в национальном головном уборе. Действительно, произведение было неожиданным для многих зрителей, но не для творческих поисков Г.И. Гуркина. Он воплотил разнообразные аспекты образа родного края, но было еще увлечение древним мифическим Алтаем преданий и легенд. "Сказка гор", "Легенда гор", "Сон гор", "Алтай в стиле сказок старины, легенд" - так называл художник рисунки и эскизы на эту тему.

В 1932 году Г.И. Гуркин выполнил небольшой, тщательно проработанный эскиз маслом на бумаге и назвал его "Алтай". Это одна из жемчужин в живописном наследии художника послереволюционного периода. Как и в картине 1936 года, в эскизе в центре озера написана в профиль скала в виде женской головы. Работа поражает ощущением древности и тайны, праздничным сиянием чистых красок.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Последователи и ученики Мокровского П.П.
Среди лучших следует отметить Сергея Александровича Сергиевского , в 1923 году окончившего медицинский факультет Казанского университета. С 1923 по 1925 год он работал врачом Вологодской губернской больницы, в 1925-1927 гг. заведовал Кар ...

Юрты и Савинова
На восток от Павды это первое сельцо. Бабиновская дорога сейчас здесь стала бойким пыльным большаком. Когда-то Юрты были одним из центров по обращению вогулов (старое название народов манси) в христианство. Со всеми проявлениями "шат ...

Смоленская епархия перед окончанием оккупации
Непрепятствование со стороны оккупационной администрации возрождению церковной жизни с целью тем самым привлечь на свою сторону симпатии местного населения, привело к тому, что смоляне, измученные десятилетиями безбожного режима, начали п ...