Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 2

"Горное озеро. Весна" (1923) - очень характерный пейзаж 20-х годов. Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни - деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого до изумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кисти написаны все детали.

В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поиски автора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастах цвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора.

Одной из любимых тем в творчестве Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная в эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г.И. Гуркин неоднократно пишет Енисей, выделяется небольшая работа "Енисей возле города Кызыл". В рисунках "Плот лоцмана Чевашева", "Плот Елисеева" обращают на себя внимание развевающиеся над тяжелогружеными плотами флаги. Обстоятельно зарисовывает в них художник лица, одежду, зачастую записывает имя, возраст, местность. На основании этой значительной части графического наследия можно говорить о серьезном интересе Г.И. Гуркина к образу человека, к проявлению в каждой отдельной личности национального и общечеловеческого.

В творчестве Г.И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983 году коллекцию произведений Г.И. Гуркина пополнил "Портрет П.Н. Губанова". В 20-е годы П.Н. Губанов работал в Туве горным техником, был хорошо знаком с художником. Долгие годы портрет сохранялся как семейная реликвия. В мае 1923 года Павел Николаевич специально позировал для него художнику. Поразительное впечатление вызывают мастерски написанные глаза. Живые, умные, немного грустные, они в упор смотрят на зрителя. Не все совершенно в работе. В ней, может быть, нет свободы и раскованности профессионального мастерства, как в пейзажах, но художник создал запоминающийся, выразительный образ человека, своего современника.

Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из творчества Г.И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом - сохранность. И эта беда графики не только Г.И. Гуркина, но и огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности в первые послереволюционные годы.

Характерно, что эскизы 1920-1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души, настроения художника.

В рисунках 1921-1922 гг. появляется тема, названная Г.И. Гуркиным "Свободный Алтай". Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветание народа. Лучи солнца, свет новой жизни, светильники в руках у алтайки-учительницы ассоциируются в сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещения, знания.

В 1922 году появляется рисунок тушью "Свободный Алтай". На фоне гор - прекрасный "Дворец науки и искусства", перед ним фонтан (Аржан Кутук) - источник сил, здоровья, мудрости. Алтайка читает книгу ребенку, а слева - символическая фигура богатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума. Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчества, или школа.

1926 год был годом творческого подъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г.И. Гуркина. В 1925 году в редакции газеты "Советская Сибирь" в городе Новосибирске состоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Проблемы этнической идентичности
О появлении в отечественной науке концепций этнической идентичности (этнического самосознания) можно говорить, лишь начиная с конца 80-х годов минувшего столетия. Поскольку история появления и утверждения в этнографической науке понятия э ...

Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.
Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения. Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало ...

Мглин
В свое время Мглин был городом известным. Он упоминается в старинных документах, сохранились его описания и даже изображения, относящиеся ж XVII веку. В описи 1654 года сказано, что в местечке Мглин сохранились «две церкви деревянные - це ...