Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 5

Эскиз "Алтай", целый ряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития представлений художника о колористическом богатстве мира и живописи. Он не останавливался в развитии, все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состояния природы и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру, написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатства цвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающее мировосприятие.

Один из первых индустриальных пейзажей Алтая создан Гуркиным в 1936 году. Это полотно "Чемальская гидроэлектростанция". Уникальное в искусстве края произведение предназначалось в подарок XVII съезду партии. Оно представляет собой попытку символического обобщения вождя как образа новой счастливой жизни богатого края. Сегодня картина может показаться наивной и несовершенной, но историческая ценность ее безусловна. В эстетическом плане она также представляет немалый интерес удивительным сочетанием профессионального мастерства с наивной трогательной образностью примитива.

Новое содержание жизни художник остро чувствовал и стремился воплотить его в величественных, монументальных образах. Эти поиски прослеживаются в рисунках с различными сюжетными мотивами, в том числе и пейзажными.

Ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной "Хан-Алтай" 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом "Хан-Алтая" 1907 года.

Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году автор славил красоту великанов-гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве. Основа образа - народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектны, а в образе кедра на полотне "Хан-Алтай" содержится поэтическая аллегория судьбы автора.

Не случайно, в 1936 году художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ "Хан-Алтая" 1936 года.

В картине видится определенная философия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы, движение вечности, драма жизни… и постоянное ее обновление.

Жизнь и творчество живописца оборвались нелепо: ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленные работы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири - лучшая память о замечательном алтайском художнике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Система отношений в традиционной удмуртской общине
Организующим началом в духовной жизни крестьян стали община и семья, так как сами эти институты были полифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общн ...

Храм Двенадцать Апостолов
Характерно, что одной из первых построек, возведенных генуэзцами в 1357 году неподалеку от Чембало, была церковь во имя Двенадцати Апостолов, одна из самых древних православных святынь Крыма, сохранившаяся и поныне! Согласно традиционной ...

О южном происхождении хангаласцев
В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культур ...