Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 5

Эскиз "Алтай", целый ряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития представлений художника о колористическом богатстве мира и живописи. Он не останавливался в развитии, все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состояния природы и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру, написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатства цвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающее мировосприятие.

Один из первых индустриальных пейзажей Алтая создан Гуркиным в 1936 году. Это полотно "Чемальская гидроэлектростанция". Уникальное в искусстве края произведение предназначалось в подарок XVII съезду партии. Оно представляет собой попытку символического обобщения вождя как образа новой счастливой жизни богатого края. Сегодня картина может показаться наивной и несовершенной, но историческая ценность ее безусловна. В эстетическом плане она также представляет немалый интерес удивительным сочетанием профессионального мастерства с наивной трогательной образностью примитива.

Новое содержание жизни художник остро чувствовал и стремился воплотить его в величественных, монументальных образах. Эти поиски прослеживаются в рисунках с различными сюжетными мотивами, в том числе и пейзажными.

Ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной "Хан-Алтай" 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом "Хан-Алтая" 1907 года.

Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году автор славил красоту великанов-гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве. Основа образа - народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектны, а в образе кедра на полотне "Хан-Алтай" содержится поэтическая аллегория судьбы автора.

Не случайно, в 1936 году художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ "Хан-Алтая" 1936 года.

В картине видится определенная философия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы, движение вечности, драма жизни… и постоянное ее обновление.

Жизнь и творчество живописца оборвались нелепо: ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленные работы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири - лучшая память о замечательном алтайском художнике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного ...

Промышленность
Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш», Россия, Челябинская область, г. Златоуст) — одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского ...

Омск литературный
Конец XIX – начало XX вв. явились важным этапом в литературной жизни Омска. В.Г. Короленко, П.Ф. Якубович, В.Д Соколов (Митрич), В.Г. Богораз – одна только политссылка 80-х годов давала такое мощное приращение литературных сил, что сомнев ...