Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 5

Эскиз "Алтай", целый ряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития представлений художника о колористическом богатстве мира и живописи. Он не останавливался в развитии, все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состояния природы и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру, написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатства цвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающее мировосприятие.

Один из первых индустриальных пейзажей Алтая создан Гуркиным в 1936 году. Это полотно "Чемальская гидроэлектростанция". Уникальное в искусстве края произведение предназначалось в подарок XVII съезду партии. Оно представляет собой попытку символического обобщения вождя как образа новой счастливой жизни богатого края. Сегодня картина может показаться наивной и несовершенной, но историческая ценность ее безусловна. В эстетическом плане она также представляет немалый интерес удивительным сочетанием профессионального мастерства с наивной трогательной образностью примитива.

Новое содержание жизни художник остро чувствовал и стремился воплотить его в величественных, монументальных образах. Эти поиски прослеживаются в рисунках с различными сюжетными мотивами, в том числе и пейзажными.

Ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной "Хан-Алтай" 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом "Хан-Алтая" 1907 года.

Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году автор славил красоту великанов-гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве. Основа образа - народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектны, а в образе кедра на полотне "Хан-Алтай" содержится поэтическая аллегория судьбы автора.

Не случайно, в 1936 году художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ "Хан-Алтая" 1936 года.

В картине видится определенная философия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы, движение вечности, драма жизни… и постоянное ее обновление.

Жизнь и творчество живописца оборвались нелепо: ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленные работы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири - лучшая память о замечательном алтайском художнике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Заповедники и памятники природы Крыма
Заповедники и памятники природы Крыма Полнее всего роль ландшафтных эталонов природы выполняют Крымское заповедно-охотничье хозяйство, 9 заказников и памятников природы республиканского значения, а также 40 небольших, спорадически разбро ...

Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.
храмовой строительство тагил После революции начинается массовое закрытие церквей. Каждый год уничтожались сотни памятников архитектуры, многие из которых - свидетели – исторических событий прошлого. Особый всплеск закрытия храмов пришел ...

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...