Период творческой зрелости Г.И. Гуркина

Страница 3

В 1925 году появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки - эскизы общественных зданий. Это проекты школ, музея и целого художественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.

Остро понимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа, но реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю, являясь инициатором создания художественной школы и картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 года состоялось заседание президиума Ойротского. Заседание постановило: организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решении была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду с ликвидацией неграмотности это должно было стать одной из главных задач культурной революции в стране.

Апрель 1926 года был знаменательным в жизни Г.И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве.15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка, организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г.И. Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники. В центре внимания прессы - творчество крупнейшего живописца Сибири, нашего земляка. В этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыре работы Гуркина представляли на ней Алтай. Это было проявлением не только национальной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправных народов.

1926 год для Г.И. Гуркина был не только годом успешного участия в двух выставках в Москве, он стал еще и годом путешествия к Белухе. Целый ряд работ имеет, в подписи дату - 1926 год, июль. Это, действительно, драгоценные живописные жемчужины - "Горное озеро. Вечер", "Горное озеро", "Курайские белки", "Охотник".

Судя по произведениям Г.И. Гуркина, плодотворными и многогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в его творчестве 30-е годы. Все многочисленные, в основном графические, работы этого периода можно разделить на две основные группы:

1) историческое и мифологическое прошлое Алтая;

2) партизанское движение на Алтае и новая социальная действительность.

В 20-30-е годы художник немало выполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры с пейзажным мотивом, однако главное направление его поисков - многофигурная хоровая композиция. В советское время к ней впервые обратился Г.И. Гуркин в Туве в рисунках на тему национального праздника "Улу-Наир". В 30-е годы он продолжает изучать ее возможности в эскизах на темы "Колхозное собрание", "Читают газету" (Приложение 2), "Комсомолка в юрте".

Целый ряд эскизов развивает тему кайчи - народного сказателя, исполнителя богатейшего наследия алтайских эпических сказаний. Образы сказаний, в частности один из центральных героев - Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г.И. Гуркина.

Художник видел и стремился отразить те отрадные перемены, которые совершались на Алтае. Он выполняет эскизы на темы "Индустриализация", "Появление трактора в колхозе", "Коллективная уборка хлеба" и т.д. Опыт работы над ними не воплотился в живописное полотно, но был использован автором в плакатах.

В собрании графики Г.И. Гуркина привлекают внимание интересные по цветовому и ритмическому решению эскизы плакатов к 14 годовщине Октября, к юбилею Рабоче-крестьянской Красной Армии и к 10-летию Ойротской автономной области. Это красочные, декоративные по цвету, динамические работы, выполненные опытным живописцем. В них хорошо ощущается время свершений и больших перемен.

Особенно много эскизов плакатов и пригласительных билетов выполнил Г.И. Гуркин к 10-летию автономной области. Февралем 1932 года помечены первые эскизы, а в марте он представлял несколько вариантов в обком КПСС. Интересно, что среди рисунков этого времени появился набросок уже к 15-летию Ойротии. Художник мечтал написать цветной ковер с ойротским орнаментом.

Идея настенного панно увлекла его. В карандашных эскизах появляются наброски различных вариантов изображения. "Ковер" - это панно, написанное на холсте маслом. Центральное изображение окружено широкой каймой живописного орнамента. Он уникален, т.к разработан художником на основе древних орнаментальных форм и стилизованных под орнамент предметов быта алтайцев и растительных элементов окружающей их природы. Самое удивительное, что в орнамент включены целые сцены с юртами, лесом, людьми. Они помещены в углах. Изображение упрощено до символа и органично входит в ленту орнамента. Подписи расшифровывают содержание: "Монголия", "Урянхай", "Атамановка", "Киргизы". Панно плохо сохранилось: очень сильно почернело, частично утрачен красочный слой, но все же просматривается красивая живопись центральной части с подписью "Алтай". Тема, повторяющаяся в орнаменте, в центральной части выполнена, как пространственная композиция, славящая жизнь, сущностная ценность которой одинаково понимается всеми народами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

История
Произвольные границы колониального раздела рассекли ареалы расселения народов Западной Африки. Населяющие Республику Нигер сонгаи и джерма (зарма) живут также в Мали, туареги – в Мали и Алжире, хауса – в Северной Нигерии, тубу и канури – ...

Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа
Героический эпос всегда занимает среди фольклорных жанров особое место. Эпос больше, чем любой другой жанр, связан с историческими судьбами народов, и в нем ярче, чем в любом другом жанре, выражается национальное самосознание народа. Осно ...

История строительства кафедрального собора города Алматы
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становит ...