Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина

Страница 2

В 1903 году Григорий Иванович поселился на левом берегу Катуни, в селе Анос. Места эти в среднем течении Катуни - красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза и кисти художника. Может быть, это и определило выбор Гуркина, а может быть, это мы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.

Усадьба художника с домом, мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое лето бывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданы основные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатлены в многочисленных этюдах. Но только в 1987 году в коллекцию музея поступило полотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки, берег Катуни с аулами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высоты горы либо с высоты птичьего полета. Картина "С. Анос" (1909) экспонировалась на первой персональной выставке Г.И. Гуркина в Барнауле в 1911 году в Народном доме 5. Выставка называлась "Алтай в картинах, этюдах и рисунках".

Более 70 лет картина и два этюда "Алтайцы. Юрта" (Приложение 1) и "Катунь при устье Чемала" бережно хранились в семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем, и матери - Татьяне Акимовне. Все эти произведения подарены музею ее дочерью Лидией Андреевной Шпренгерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дару мы глазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годы его жизни и творчества. Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывало томичей. В первом университетском городе Сибири сформировалась научная художественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживали талант и творческие стремления художника. Именно в Томске зимой 1907-1908 гг. состоялась "Неделя Гуркина" - первая его персональная выставка, имевшая на редкость большой общественный резонанс.

После очередного приезда в Петербург в ноябре 1904 года Гуркину вместе с другим вольнослушателем мастерской А.А. Киселева К. Свищевским было разрешено советом профессоров представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии художеств. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года и вплоть до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ в стипендии ставят Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину.

Гуркин вырос приверженцем пейзажа-картины, где господствует документально-познавательное начало. Один из первых алтайцев, осознавший всю важность просвещения, он был увлечен возможностями искусства в изображении и познании природы. Уже в ранний период творчества определяется ведущий жанр его произведений - жанр пейзажа.

Так, в "Анисинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906 г), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е гг.) изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах. Здесь же применен такой композиционный прием, как срез мощных стволов сосен верхним краем картины. Он напоминает композиции И.И. Шишкина. Наиболее значительна из работ Гуркина "Оттепель. Весна в бору", живо, эмоционально передающая состояние весенней природы. В ряде полотен художника, особенно посвященных горным рекам, есть черты, сближающие его с Киселевым, картинам которого свойственны коричневатая общая гамма и суховатая законченность. Желтоватостью общего тона отличаются картины Гуркина "Катунь. Морозное утро" (1903) и некоторые другие.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Развитие Кузнецкой металлургии в XVIII-XIX веках
У коренных жителей Кузбасса – шорцев – есть древняя легенда о том, что в стародавние времена в тайге у горы Мустаг жил Великий Шаман, который, путешествуя по небесным сферам, смог добраться до самого создателя мироздания, Верховного Божес ...

Заговоры
Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой – важное, ...

Русский героический эпос: былины
В. Г. Белинский в известных статьях о народной поэзии охарактеризовал жанровую специфику былин в некотором сопоставлении их со сказками. И это вполне оправданно и естественно, так как былины в своем содержании и художественной форме имеют ...