Жилище

Страница 1

Жилище русского населения Сибири – срубное. Дома строили из сосны, лиственницы; хозяйственные постройки - из сосны, осины, иногда березы. Особо ценились постройки из "красного леса" - смолистой, выдержанной сосны. Избы ставились самими хозяевами. Дома строились из круглых бревен, диаметром 25 - 30 см, более поздние постройки - из бревен с диаметром среза 18 - 20 см и из бруса. Способ рубки изб XIX - нач. XX вв. - "в чашу", в более поздних постройках встречаются соединения "в лапу". Дома ставили "на мху" - в пазах между бревен прокладывали мох, такие дома "на мху" были практически во всех населенных пунктах. Можно выделить несколько типов жилищ: однокамерное - четырехстенная клеть - изба.

Дома этого типа служили жильем для беднейших слоев населения, вдов, солдаток, оставшихся с детьми без мужской поддержки, или являлись временной первоначальной постройкой при переселении семей. В дальнейшем, при сооружении более большого и удобного дома, соответствующего потребностям семьи, клети могли приспосабливаться под постройки хозяйственного назначения.

Двухкамерные жилища - избы пятистенки.

В настоящее время пятистенки преобладают во всех обследованных селах. Сохранился ряд пятистенных домов, построенных в начале XX века, планировка которых сохранилась до сих пор в неизменном состоянии. Это двухкамерное помещение, разделенное капитальной стеной. Одна из комнат с русской печью называлась избой, другая - горницей.

Трехкамерные - избы со связью.

По словам информаторов, в конце прошлого века избы со связью были широко распространены. В настоящее время в обследованных поселках их остались считанные единицы. Встречаются два вида изб со связью - "изба - сени - изба" и "изба - сени - горница". Зафиксированные избы со связью длинной стороной обращены к улице, в стене сеней, разделяющих постройку, прорублено 1 - 2 окна.

Многокамерное жилище - крестовик.

Крестовик разделялся двумя пересекающимися капитальными стенами на четыре помещения, одно из которых было холодным и служило сенями или все помещения были теплые - в этом случае всегда пристраивали сени.

Выделяются два типа вертикального развития дома: одноэтажные на подклете и одноэтажные с жильем в подклете.

В настоящее время высокий подклет встречается крайне редко, в основном, высота подклета - 3 - 4 венца. Обычно подклет использовался в хозяйственных целях для устройства подполья с ямой для хранения картофеля.

При постройке избы ставились на специально подготовленные основания - по периметру будущего здания выкапывались траншеи шириной 50 - 70 см, глубиной 1,0 - 1,5 м (в зависимости от грунтов); траншеи забивались бутовым камнем с глиной, позднее - щебнем с глиной или бетоном. На это основание устанавливались под углы здания валуны или деревянные фундаментные стойки - "стулья". На валуны укладывалась береста, а затем устанавливался сруб. Крыши изб возводились двух- и четырехскатные. Крепили крыши на самцах или на стропилах. Самцовая конструкция была характерна для ранних построек; дома, как правило, принадлежали беднякам, крестьяне побогаче стремились поставить себе так называемый "круглый дом" - крестовик с четырехскатной крышей. Основным кровельным материалом было дерево - тес и дрань. Тес укреплялся на каждом скате. В верхней, князевой, слеге делался паз, куда вставляли концы тесин. Тес мог прибиваться к обрешетке кровли гвоздями, нижнюю поверхность свеса крыши иногда обводили карнизом. В домах было много окон - в избе-клети их было - 3 - 4, в пятистенках, крестовиках - от 5 до 12. Большое количество окон выходило на улицу или на южную сторону, на северной стороне окон было мало или не было совсем. Окна оформлялись наличниками без ставней или с одно-двухстворчатыми ставнями. Наличники весьма лаконичны, часто без резьбы, только с выделением цветом некоторых деталей. Мотив резьбы - растительный орнамент. Для покраски наличников применяются следующие сочетания цветов - голубой с белым, зеленый с белым.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...

История археологического изучения
Первым археологом, заинтересовавшимся изучением Городецкой округи был П.Д. Дружкин. С целью соблюдения существующего законоположения, 2 сентября 1877 года Л.С. Гациский обратился в археологическое общество о выдаче П.Д. Дружкину нового От ...

Причины отмены некоторых праздников в Японии
Некоторые национальные праздники со временем обретают статус государственных и становятся нерабочими – это относится не только к Японии, это выражение справедливо для любой страны. Так же и государственные могут со временем утратить свой ...