Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина

Страница 1

Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски. лилии ла гибриды посадка и уход

Затем Гуркин переезжает в село Паспаул и работает там учителем. Однако его все более увлекает искусство. Он копирует репродукции из журнала "Нива", начинает рисовать с натуры. На Алтае единственным местом, где в то время Гуркин мог удовлетворить свое стремление, была большая иконописная мастерская в Бийске. Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов. Помимо заказов молодой художник пробует писать самостоятельные вещи. К самым ранним из известных картин Гуркина относится "Камлание. Ночь жертвы" (1895). Это еще робко исполненное полотно: деревья сева напоминают кулисы, в заглаженной живописи чувствуются ремесленные навыки подмастерья иконописной мастерской. И все же в том, как переданы торжественность ночи, свет костра, алтайцы, смотрящие на пляску шамана, сказываются наблюдательность молодого автора, его стремление рассказать конкретно и точно о жизни родных мест.

Осенью 1897 года Гуркин отправляется в Петербург. Столица встретила приехавшего неприветливо: двери художественных мастерских и студий не открылись перед алтайским художником-самоучкой. Отчаявшись узнать что-то определенное, Гуркин все же решил попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президента Академии художеств И.И. Толстого. Ему предложили показать работы И.И. Шишкину. Шишкин высоко оценил работы Гуркина. Гуркин не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством И.И. Шишкина.

Зиму 1897-1898 года Гуркин занимается в мастерской Шишкина, где получает основные понятия о перспективе, композиции, светотени, технических приемах письма и рисунка. Под руководством Шишкина он сразу стал на "свою" дорогу и пошел по ней уверенно, быстро достигнув таких результатов, что еще на ученической скамье его алтайские этюды ничем не уступали работам профессора.

С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое. После смерти учителя Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Петербурге. Он становится вольнопослушателем в мастерской профессора А.А. Киселева.

Произведения молодого художника уже в годы учебы становятся популярными также в среде знатоков и любителей искусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академических выставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществе поощрения художников. Г.И. Гуркин стал участником выставок передвижников. На выставке Академии художеств 1900 года появляются несколько его работ, в том числе "Река Катунь" и "Озеро Тайменье". А в 1903 году он стал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге. Для этой вставки Гуркин выполнил ряд графических листов ("Дорога по реке Анос", "Глушь"). Известно, что уже в этот период произведения Г.И. Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любители искусства. До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьеры квартир не только в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава о своеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы: