Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
В ранних работах Гуркина заметно стремление к законченности, еще наивно понятной. Равновесие композиции выражено у него через симметричность изображенного: кулисы деревьев или скал по сторонам, центр акцентируется рекой. Однако вскоре у Гуркина появляются работы с чертами своеобразия. Таков этюд "Катунь весной" (1903) с опалово-зеленым тоном мутной реки, лиловыми пятнами кустов на берегу, с выразительной пластикой несколько сдвинутого вправо массива гор.
Много работал художник и в графике. Это его подлинная творческая лаборатория. Среди множества рисунков Гуркина, выполненных обычно карандашом или пером, есть листы, представляющие собой самые первые его шаги в искусстве, и листы, раскрывающие замыслы, которые так и не были осуществлены в живописи. В графике алтайского художника очень непосредственно проявилась основная черта его творчества - готовность учиться у природы, наблюдать окружающее, фиксировать и осмысливать увиденное. Работы, созданные на основе наблюдений, - лучшее в графическом наследии Гуркина. Менее удавались ему образы фантастические.
Рисунки художника, относящиеся к периоду ученичества, отличаются конкретностью изображения, интересом к деталям и тщательностью исполнения.
Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая - в Томске в 1910 году и в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году персональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 - опять в Томске.
Крепнут связи Гуркина с учеными, писателями, художниками сибирской столицы, чей живой интерес и озабоченность судьбой малого народа совпадали с устремлениями алтайского просветителя.
Похожие материалы:
Строительство главной линии обороны
Причины укрепления крепости
5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, юж ...
Экспонаты
Коллекция Алтайского государственного краеведческого музея пополнилась настенными часами с маятником и боем 1962 года выпуска Орловского часового завода. Часы передал в дар музею Привалов Роман Витальевич, житель г. Барнаула, которые прин ...
Типы внехрамовой деятельности Смоленской епархии в оккупационный период
Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив, духовенство и верующие, используя возможность, позволявшую им так или иначе свободно действовать, старались войти во все ...