Сценарный план русской свадьбы

Страница 1

В народе не случайно говорят: «сыграть свадьбу». Русский свадебный обряд можно рассмотреть, как своеобразное театрализованное представление, с определенным сценарием и действующими лицами. Можно выделить несколько форм проведения бракосочетания, появляющихся в разные периоды развития русского народа. В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. С этого момента можно выделить различные сценарии проведения свадьбы:

«Брак – умыкание» - основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты. Ее прятали от жениха, преграждали дорогу жениховому поезду, разыгрывали сцены доступа жениху во двор, в горницу и проч. Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем.

«Купля – продажа невесты» - первоначально существовала у полян, жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному мусульманскому калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, украшениями, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки. Во время сватовства разговор велся в иносказательной форме, которая тоже отражала особенности «свадьбы – покупки» невесты: «Хотим купить телочку…», «У вас товар, у нас купец…». Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты «били по рукам», как бы заключая торговую сделку.

«Брак по воле старших» - сложился в феодальную эпоху, включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчинятся церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.

«Свадьба – самокрутка» (или «свадьба – убег») – сформировалась с ростом городов и расслоением и обнищанием деревни, вследствие того, что у крестьян не было средств сыграть свадьбу. Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощение (иногда это было имитацией, так как родители заранее обо всем знали). Празднования при этом не устраивалось (см. 2., 3.).

Как уже упоминалось выше, свадьба – сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Участники свадьбы имели роли, всего исследователи отмечают до 411 названий свадебных чинов у восточных славян, изменявшихся территориально и имевших свои особенности. Среди них: рожники - родственники невесты; дружина, бояре – спутники жениха; боярки, подневестницы – спутницы невесты; подголосницы – поющие девушки; каравайницы – женщины, которые готовят свадебный каравай; стряпуха, куховарка – женщина, готовящая свадебное угощение; коробейники, приданки (отвозят приданое); вежливец, опасный, клетник – человек, который мог оградить от колдунов и проч

Среди приглашенных со стороны жениха, выделялись следующие основные свадебные чины:

Дружко или дружка – распорядитель свадебного церемониала, человек женатый, энергичный, знающий ход свадьбы. Неотъемлемый атрибут дружки – кнут, который он пускал в ход с целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест – накрест двумя полотенцами – от жениха и от невесты. Полотенца дружке дарили большие – два, два с половиной метра в длину, украшенные на концах ткаными узорами. Дружки, как правило, назначались как со стороны жениха так и со стороны невесты, но иногда был лишь дружка со стороны жениха.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Локализация городов Южного Казахстана
В предгорном районе Южного Казахстана крупнейшим городским центром был Испиджаб. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как «город на Белой реке». Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: «Сайрам название белого города (Ал-Мед ...

Свадебный обряд
Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйствен ...

Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...