Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения
Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, человеческое достоинство.
Но русские люди, оказавшись в необычных для них условиях Крайнего Северо-Востока, стали переносить в свой быт и элементы жизни местного населения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что они восприняли немало слов из языков местных народностей и прежде всего хозяйственно-бытового характера. Например: руйта (чукот., ламут) — шалаш, кладовка особого устройства для хранения свежей рыбы и прочего; саиба (юкагир.) — небольшой амбар на «ногах»; чаат (чукот.) — аркан, плетенный из сыромятной кожи, для поимки оленей.
Дружественные отношения между русскими людьми и коренным населением способствовали дальнейшему освоению богатств сурового края.
Русское правительство проявляло интерес к природным богатствам Северо-Востока. Однако в записках первопроходцев не имелось каких-либо сведений о наличии здесь полезных ископаемых. В 1683 году по приказу якутского воеводы была снаряжена экспедиция во главе с казаком Антипом Сидоровым для поиска в устье реки Анадырь золотых, серебряных и медных руд. Поиски эти результатов не принесли.
Тогда же в Анадыре были допрошены промышленные и торговые люди, много лет проживавшие здесь. Они показали, что полезных ископаемых не знают и не слышали об этом ничего. Так стало складываться мнение о том, что никаких богатств недра Северо-Востока не содержат и единственной ценностью в этом крае является пушнина.
По заданию правительственных чиновников отряды служилых людей вводили ясак. О формах ясака рассказывает одна из наказных грамот: «А собирать ему, государю, ясак соболи добрые . и шубы собольи и бобра, и выдры и черные лисицы и сиводушчатые, рыси и песцы голубые е лапы и хвосты, и кость рыбья зуба .» Ясак был «окладной» — заранее установленных размеров и «неокладной», взимавшийся тем, «что принесут». Распространены были «добровольные поминки», то есть дары царю. Для взимания дани использовались два средства: присяга коренного населения н раздача подарков за выплату ясака. Подарками награждались чаще всего князьки, иногда получали их и простые люди, больше других сдавшие мехов. «Государево жалованье» раздавалось в виде ткани, медных изделий, соли. Это скорее всего напоминало меновой торг.
В правительственных предписаниях указывалось на необходимость мирных взаимоотношений с коренными народами: « .велеть их прежде уговорить ласкою и приветом и к шерсти привести на том, что им быть под государскою царскою рукою и ясак с себя платить». Уже к началу XVIII века в подданство России перешли многие юкагирские, корякские и другие племена.
Сбор ясака вызывал определенные трудности. Во-первых, обширная территория края была заселена малочисленными племенами, большинство из которых вели кочевой образ жизни. Во-вторых, здесь не было никаких государственных органов управления.
Чтобы облегчить сбор налогов, служилые люди прибегали к аманатству: брали заложников в каждом племени, держали их под строгим надзором до выплаты подати.
Некоторые племена оказывали сопротивление сборщикам ясака. Наиболее активно вели себя чукчи. Они нападали на соседние корякские и юкагирские племена, принявшие подданство России, вступали в вооруженные схватки с отрядами казаков.
Стремясь подчинить непокорные пароды, правительство снаряжает военные экспедиции.
В 1729 году отряд казаков направился на корабле из Охотска к устью реки Пенжина, но у Тауйска судно потерпело крушение. Казаки в сопровождении якутов, эвенов и коряков двинулись пешком на северо-восток. При встрече с большой группой чукчей отряд был разгромлен, а командир убит.
Принявший командование майор Дмитрий Иванович Павлуцкий совершил поход на непокорные племена. В результате похода были захвачены у чукчей военные трофеи и освобождены 44 пленника.
Похожие материалы:
Новый план
К 1879 году Новая слободка почти полностью застроилась до линии современной Невельской улицы, возникла необходимость дальнейшего роста. Весной этого года произошло несколько опустошительных пожаров во всех частях города, после чего была п ...
Сочельник (Сочевник)
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.
Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, с ...
Коллективизация
Осенью 1929 года актив М-Александровского совета проводил хлебозаготовку и работу по вовлечению крестьян в колхоз. Одновременно проводилась ликвидация кулачества как класса. Сначала вступили в колхоз активисты, затем постепенно записывали ...