История Саратова

Начиная с 6 века до н. э. по 5 век н. э., в Поволжье жили савроматы-сарматы. Около сел Суслы, Новой Липовки, Ровного и в других местах встречаются сарматские курганы, в которых найдены захоронения людей, предметы вооружения, украшения, бытовые вещи, посуда. С 5-6 веков н. э. в Поволжье начинают проникать кочевые тюркские племена: тюрки печенеги, половцы. В 8-9 веках Нижнее Поволжье было центром моноголо-татарского государства – Золотой орды. Первое местоположение Саратова - современный Заводской район города. Третьим по величине городом Золотой Орды был Увек, находящийся в черте города Саратова. Основными границами памятника принято считать устье р. Увековки на севере, станцию Нефтяную, берег Волги на востоке и край Приволжской возвышенности на западе. Название происходит от древнетюркского слова «Увек» — башня. Основание Увека ученые относят к 50-м годам XIII века. Увек, как и другие золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его строили пленные, согнанные из разных стран, завоеванных монголами. Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственного округа. Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку. Центральный район Увека был аристократическим. Его улицы были застроены одно-двухэтажными жилыми зданиями, мечетями, дворцами из дерева и из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из сине-бирюзовых изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным. Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-софа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каны для ее обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный. Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговых район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники. Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-софы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники. Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни. В южной части города располагался некрополь. Функционировавшее водоснабжение, состояло из бассейна, арыков и подземных водопроводных прокладок, а также домовых водопроводов. В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной ее стороне имелась надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Увек — и год выпуска. Почти все надписи сделаны по-арабски. Последние монеты Увека относятся к середине 70-х годов XIV века. Вероятно, город в эти годы был разрушен оползнями берега Волги и пришел в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана, который, преследуя правителя Золотой Орды Тохтамыша, шел по его следам из Предкавказья. Увек просуществовал около 150 лет. Возможно, сейчас на дне саратовских рек под слоем ила и песка хранятся древние сокровища Золотой Орды. Однако раскопки не ведутся, и татарские богатства так и продолжают оставаться лишь легендой.

Похожие материалы:

Календарная традиция
Чтобы избежать двусмысленности и не осложнять предмета исследования, определимся с научными понятиями, к которым будем обращаться неоднократно далее. Фундаментальной культурологической категорией, рожденной в недрах онтологической концепц ...

Костюм Воронежской губернии
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по кр ...

Князь Сампонтре
Павел Павлович Демидов родился за год до смерти отца, в 1839-м. Он не мог помнить родителя, но в своих действиях далеко, от него не ушел. Постоянно увлекался разными деловыми манипуляциями: сахароварением, американскими элеваторами, мурма ...